Председателем Правительства РФ утверждена стратегия в области цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года: запланировано внедрение технологий искусственного интеллекта, сбора и обработки больших данных, виртуальной и дополненной реальности, пространственного анализа и моделирования. Внедрение таких новаций требует изменения действующего регулирования, создания единой правовой базы и регуляторной среды. Всем этим уже начали заниматься специалисты отрасли, однако в условиях санкционного давления стратегия требует некоторых корректировок.
В рамках заседания секции «Цифровая трансформация транспорта» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов рассказал о работе Министерства по актуализации цифровой стратегии. «В соответствии с распоряжением Правительства РФ №3744-Р в цифровую стратегию вошло шесть глобальных инициатив – беспилотники, зеленый цифровой пассажирский коридор, цифровая грузовая логистика, информационная безопасность, ситуационный центр Минтранса и стыковка его с региональными ситуационными центрами и технологии цифровых двойников и информационного моделирования». В части беспилотников Министерство транспорта обозначило несколько направлений: беспилотный логистический коридор «Москва-Санкт-Петербург», аэродоставка грузов (Камчатский край , ЯНАО, «Усть-Луга — Калининград», «Мурманск-Ямал»). Вторая инициатива — зеленый цифровой коридор пассажира, в рамках которого должна состояться стыковка всех баз данных с платежными системами для бесшовного и интермодального движения между субъектами. Третье начинание — грузовая логистика. Министерство транспорта добилось принятия федерального закона о переводе перевозочных документов в электронный вид. В части цифрового управления транспортной системой будет проводиться стандартизация данных для своевременного предоставления аналитической информации руководству по развитию транспортной инфраструктуры, пассажиропотоку и грузопотоку. Далее — информационная безопасность — ключевой тренд на сегодняшний день. И шестое, развитие технология цифровых двойников, чтобы и во время строительства, и во время эксплуатации иметь возможность предиктивно выстраивать аналитику для удешевления стоимости эксплуатации объектов транспортного комплекса. Стоит отметить, что сейчас идет актуализация стратегии и есть шанс включить упущенные моменты в обновленную версию. События февраля этого года диктуют и темпы развития ряда сегментов могут чуть менее амбициозными, чем заявлялось ранее. Но мы бы хотели корректировать стратегию не только с точки зрения сроков, но и с точки зрения появления новых актуальных проектов».
Напомним, что в 2021 году страна приняла Стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, в состав которой входит проект «Зеленый цифровой коридор пассажира». В рамках проекта предполагается разработка и внедрение MaaS-сервиса (Mobility as a Service — мобильность как услуга) построения оптимального маршрута поездки и применения единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости. По прогнозам этой транспортной стратегии к 2035 году пассажиропоток общественного транспорта должен вырасти на 15% по сравнению с 2019 годом. При этом доля поездок на общественном транспорте увеличится на 15 процентных пунктов по отношению к уровню 2019 года.
Читайте далее: