Региональный опыт цифровизации общественного транспорта

Переход транспортной отрасли «на цифру» — одна из национальных целей России, что определено президентом России. Участники рынка отмечают, что пандемия стала настоящим драйвером внедрения цифровых технологий в бизнес. Федеральный проект «Цифровой регион» предполагает выделение 4,5 млрд руб. на цифровизацию транспортной сферы. В том числе запланировано внедрение Единого проездного билета, оснащение грузового транспорта бортовыми устройствами для оптимизации транспортных потоков и обеспечение работы систем цифрового транспортного моделирования и управления транспортными потоками. Реализация федерального проекта «Цифровой регион», который в 2020 году должен был стать новым проектом национальной программы «Цифровая экономика», откладывается из-за перераспределения бюджетных средств на борьбу с коронавирусом и его последствиями для экономики. Основная цель федпроекта «Цифровой регион» – ускорить внедрение цифровых технологий в регионах для повышения качества госуправления и управления ресурсами ЖКХ: «платформенные решения», системы «бережливый умный город», ПО для управления транспортной системой. 

Об одном из успешнейших кейсов в России в сфере цифровизации городского общественного транспорта рассказал представитель ООО «Группы Мовиста» Михаил Нохрин: «Каждый регион испытывает одинаковые проблемы с точки зрения цифровизации: нет единого окна управления, нет инструмента контроля за перевозчиками, отсутствие сервисов для пассажиров и непонимание данных о реальном количестве пассажиров и безбилетников. В силу отсутствия данных сложно принимать решения. Вследствие этого возникают такие проблемы как: низкая безопасность, высокая доля нелегальных перевозчиков, низкое качество сервиса, несоблюдение расписания и сложность планирования маршрута для пассажира. Тверская область разработала транспортную реформу, которая была призвана решить эти проблемы. Реформа состоит из двух частей: приход на новую модель организации транспортного обслуживания населения и создание комплексного цифрового решения для автобусных перевозчиков. Для понимания масштабов, Тверская агломерация — это примерно 500 тысяч человек жителей, для обслуживания которых необходимо около 470 автобусов. В рамках первого этапа реформы, были полностью обновлены 470 автобусов, а также инфраструктура как для обслуживания этих автобусов, так и цифровая инфраструктура — оборудование внутри автобусов. Все это объединяет единая цифровая платформа, которая сконцентрирована на выполнении функции для 3-ех ключевых групп участников: пассажиры, регион как орган управления и перевозчики. Пассажиры получают эффективное окно в виде мобильного приложения, с помощью которого могут спланировать маршрут, купить и оплатить проездной, а также имеют окно взаимодействия — могут пожаловаться и сообщить о внештатной ситуации. Регион получил весь цикл услуг и функций, которые позволяют эффективно управлять системой. Для начала была создана транспортная модель, которая позволила оптимизировать маршрутную сеть на основе данных о пассажиропотоке и выбрать наиболее оптимальное расписание автобусов. Регион может проводить мониторинг транспортных средств, оценивать качество работы перевозчика, система также позволяет собирать оплату и контролировать безбилетников. Перевозчики в свою очередь получили инструменты планирования своих ресурсов для наилучшего оказания транспортных услуг, получили способы мониторинга состояния как автобусов, так и водителей. Подобная цифровизация позволяет добиться внушительных эффектов. По итогам внедрения системы, среднее время пути в поездках снизилось на 10%, каждый третий житель Тверской агломерации установил мобильное приложение, которое используется для планирования маршрута. Повысилось исполнение расписания — более чем на 95%, а доля оплаты банковскими картами на один борт достигла 46%. Регион по итогам сократил на 25% расходы на транспорт при сохранении пассажиропотока, а за счет выведения перевозчиков из экономической тени сильно выросли налоговые поступления — в 4 раза. Сильно выросла доля безналичной оплаты проезда — 4 из 5 поездок оплачивается безналично, а за счет высокого оснащения каждого автобусами камерами, датчиками и валидаторами, на 12% снизилось число безбилетных пассажиров». Напомним, что в Тверской области реализуется одна из наиболее эффективных в стране систем пассажирских перевозок, которая уже в значительной степени завершена в автобусном транспорте и готовится к запуску в трамвайном сегменте. В сентябре 2020 года региональная система получила признание на федеральном уровне, а опыт Тверской области рекомендован для использования в других регионах России. Модель управления пассажирскими перевозками Тверской области стала победителем национальной премии «Формула движения», которую вручили в Москве в ноябре 2020 года в рамках международного форума «Транспорт России». 

Тверская агломерация не единственная, кому удалось реформировать городской общественный транспорт. В 2020 году в Перми завершилась масштабная реформа городского транспорта. В результате серьезно изменилась маршрутная сеть, обновился подвижной состав, ужесточились требования к перевозчикам, была внедрена система безналичной оплаты проезда. Несмотря на низкий пассажиропоток в 2020 году, Пермь смогла в полной мере реализовать новую транспортную модель и получить неплохие результаты. Доля оплаты проезда безналичным способом выросла почти в 3 раза: с 26% в январе до 71% в ноябре 2020 года. По сравнению с 2019 годом средний срок эксплуатации автобусов сократился с 12 до 3 лет, средний экологический класс (Евро) увеличился с 3,6 до 4,8, доля низкопольных автобусов увеличилась до 92%. 

О ходе Пермской транспортной реформы рассказал Якимов Михаил Ростиславович, д.т.н, директор Института транспортного планирования Общероссийской общественной организации Российская академия транспорта. По словам Михаила Ростиславовича, основы Большой Пермской транспортной формы были заложены в 2006-м году, когда Администрация города Перми заказала первую фундаментальную научно-исследовательскую работу — «Разработку концепции транспортного планирования и организации дорожного движения в городе Перми». «С 2008 по 2014 год активно развивались основные положения пермского «Мастер-плана», в том числе и в транспортной сфере. С 2014 года по 2020 проходила последняя фаза Пермской транспортной реформы. И, в первую очередь, она коснулась работы городского пассажирского транспорта общего пользования. В это время в городском сообществе уже сложился консенсус о том, что в городе нужна развитая сеть трамваев, что городскому пассажирскому транспорту должен отдаваться приоритет в движении, что нужно развивать систему выделенных полос и обособленных полос для движения трамваев. Руководству Пермской транспортной реформы и профильному инфраструктурному блоку предстояло решить ряд как фундаментальных, управленческих, организационных, так и чисто технических задач:  формирование эффективной маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования; определение требований к подвижному составу транспортных средств, к их техническим, технологическим и экологическим характеристикам; создание единой системы электронного учёта объемов транспортной работы, оплаты проезда, формирование билетного меню, отвечающего главным запросам современного пассажира; внедрение новой системы взаимоотношений с перевозчиками; создание новой финансовой модели взаимоотношений с перевозчиками, пассажирами и бюджетом города при оплате услуг общественного транспорта. Я считаю, что цель вполне достигнута. Резко изменился подвижной состав на маршрутной сети во всем городе. Средний возраст автобусов составил четыре года. Это более 400 автобусов выпуска 2019–2020 годов. Средний экологический класс — 4,6. Доля низкопольных автобусов — 90% уже сейчас. Это то, что видят люди, то, чем они пользуются», подчеркивает Михаил Якимов. 

Отметим, что Пермь стала вторым городом в России, в котором была реализована крупномасштабная реформа пассажирского транспорта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика