Сегодня мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что ситуация с распространением коронавируса в Москве «остается напряженной». «За неделю с 16 по 22 ноября 2020 года количество выявленных случаев ковидной пневмонии увеличилось на 2%, а число госпитализаций – на 3%», – сообщил градоначальник. Общественный транспорт играет стратегически важную роль в жизни больших городов. Поэтому ключевая задача операторов в этой сфере – сохранение деятельности и поддержание необходимого уровня обслуживания. Для поддержания стандартов надежности и безопасности пассажиров транспортные компании обеспечивают меры по поддержанию дистанции, такие как увеличение количества рейсов и публикация информации о загруженности общественного транспорта, чтобы пассажиры могли планировать свое передвижение в менее загруженных транспортных средствах. Другие меры включают обязательное использование защитных масок, предоставление дезинфицирующих средств, дезинфекция салонов транспортных средств, проверку температуры пассажиров и автоматическое открытие дверей на станциях для предотвращения прямого контакта пассажиров с поверхностями. Несмотря на безоговорочное соблюдение вышеперечисленных мер столичными операторами, за все время так называемой второй волны коронавируса в московском общественном транспорте пассажиропоток снизился в годовом измерении примерно на 35%, или на 2,5-2,8 млн человек в сутки. Очевидно, что недоверие к общественному транспорту все еще остается на высоком уровне, а регулярные пассажиры стараются максимально сократить поездки.
Доцент кафедры теории вероятностей и прикладной математики Московского технического университета связи и информатики Елена Скородумова рассказала, где вероятность заразиться коронавирусом выше всего. Елена построила математическую модель, с помощью которой выяснила, в каком виде транспорта наибольшее количество людей с наибольшей долей вероятности окажется в зоне поражения — в радиусе 4,5 метра от зараженного.
«Мы использовали эту модель на шести видах общественного транспорта — маршрутке, автобусе, трамвае, электричке, МЦК и метро. И рассматривали два периода: час пик, когда заполнены и сидячие, и стоячие места, и период затишья — когда пассажиров значительно меньше и стоящих пассажиров нет. В произвольное место в транспорте ,салоне автобуса, вагоне метро, мы «запустили» одного инфицированного пассажира без маски. Он может оказаться и в начале салона, и в конце, и посередине. Маршрутка в случае наличия в ней зараженного пассажира превращается в зону заражения полностью. Все пассажиры с вероятностью 1, максимальной вероятностью, находятся в опасности. Автобусы похожи на маршрутки — почти все пассажиры попадают в зону риска. Вероятность оказаться на опасном расстоянии от носителя равна 69,75%. Вероятность того, что хотя бы один человек окажется в опасной зоне, почти максимальна. Реальные шансы заразиться есть у каждого четвертого пассажира. Трамвай относительно безопасен, так как в нем много места и мало пассажиров. В часы затишья, когда в салоне находятся 56 человек, среднее их количество в зоне заражения — 18, а в часы пик с 155 пассажирами в трамвае 49 из них могут оказаться инфицированными одним переносчиком. Электричка — один из самых опасных с точки зрения распространения вируса видов транспорта: рядом с носителем вируса в вагоне пригородного поезда окажется много потенциальных жертв в любое время суток. В часы затишья в электричке 116 человек, в час пик — 260. Среднее число пассажиров, находящихся в зоне заражения в электричке в относительно разгруженные часы, — 42, в забитой — 95. Опасны и «Ласточки» — в часы затишья в них находятся 69 человек, в то время как в час пик — 300. Среднее число людей, находящихся в зоне заражения в электропоезде во время затишья, — 23, в забитом — 102. Самым безопасным видом транспорта остается метро. Главное преимущество вагонов метро — их длина и, соответственно, высокий шанс оказаться вне зоны поражения. Но если инфицированный человек окажется в вагоне в пиковый период, большого числа новых пациентов не избежать. В относительно свободном вагоне метро находятся 60 человек, в час пик — 344. Среднее число людей в опасной зоне в вагоне метро во время затишья — 18, в забитом — 102″, подытожила исследование Елена Скородумова.
Стоит отметить, что гораздо хуже обстоит ситуация с нелегальными и частными перевозчиками, которые зачастую уделяют недостаточно внимания всем мерам профилактики. В общественном транспорте всех регионов России ежедневно проводят тщательную дезинфекционную обработку. Пассажирские зоны в метро, в автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах обеззараживают антибактериальными средствами несколько раз в сутки в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.
One thought on “Эксперт оценил вероятность заражения ковидом в общественном транспорте”