Травматизм в общественном транспорте: о нововведениях и защите прав пассажиров

Несмотря на то, что уровень травматизма в общественном транспорте значительно снижается с каждым годом за счет обновления парка и улучшения качества дорожного покрытия, риск получить травму в поездке остается всегда. В стоимость поездки на общественном транспорте входит в том числе обязательная страховка пассажира. Соответственно, если человек при поездке получил травму, то он имеет право на страховые выплаты. Сумма страховки довольно внушительная, и ее максимум находится в районе 2 млн рублей. Регулировкой вопросов страхования для пользователей услуг транспорта общественного назначения занимается ФЗ-67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». В данном правовом документе предусмотрены все ситуации ДТП с участием транспорта общественного назначения и регулируется вопрос защиты пассажиров и их прав на компенсацию.

Адвокат Станислав Вахрушев рассказал, куда пассажирам обращаться, если они пострадали в результате ДТП, и на какой размер компенсации можно рассчитывать. «В наше время максимальный размер выплаты, на который может рассчитывать пострадавший пассажир, — 2 млн рублей, если гражданин будет признан инвалидом I группы после ДТП. В случае смерти пассажира, выплата родственникам составляет 2 млн 25 тыс. рублей. Те пассажиры, которые в результате катастрофы получили II группу инвалидности, могут заявить свои права на получение денежной компенсацию в размере 1,4 млн рублей, а пострадавшие, что стали инвалидами III группы могут претендовать на выплату 1 млн рублей. Банком России установлена специальная калькуляция, по которой за каждым видом травмы установлено процентное соотношение для суммы выплаты. Сотрясение мозга, например, оценивается в 3% от 2 млн, получается, пассажир получит 60 тысяч рублей в случае такого происшествия. В случае ДТП, где большое количество пострадавших, все проходит достаточно быстро и непроблемно, а в случае, когда один пассажир получил травму при движении общественного транспорта — могут возникнуть трудности. Какой порядок действия у пассажира, который получил травму не в ходе ДТП, а вследствие резкого торможения — обратиться в страховую компанию перевозчика. Естественно, на той стороне юристы могут найти массу причин, чтобы отказать в такой выплате, поэтому к сбору документов и к их оформлению нужно подойти ответственно. Страховая компания обязана оценить вред и совершить выплату, но проблема на практике заключается в том, что они сильно занижают размер страховой выплаты, из-за чего граждане вынуждены обращаться в суды. В России далеко не все знают, что можно потребовать возмещение и морального вреда, и он не покрывается страховкой. В этом случае такую компенсацию нужно требовать с перевозчика в рамках либо одного гражданского дела, либо самостоятельным иском. Размер выплаты по причинению морального вреда пассажира разнится от суда к суду, и зависит от процессуального поведения пассажира — как он доказывает, насколько грамотно обосновывает перед судом размер компенсации». 

Кстати, с 1 января 2021 года в официальную статистику ДТП не попадут падения пассажиров в салоне общественного транспорта, если водитель не нарушал правил дорожного движения. Вывести эту категорию происшествий из статистики ДТП в правительстве планировали еще в период премьерства Дмитрия Медведева, в 2018 году, когда выяснилось, что 40% аварий с участием автобусов связано именно с падением пассажиров. Столь быстрый рост зафиксированных происшествий эксперты связывали с получением пассажирами страховых выплат. Новые правила усложнят процесс установки камер и позволят властям быстрее снизить аварийность «на бумаге», отмечают эксперты. Нет точных сведений о количестве исключаемых видов ДТП. По данным МВД, за шесть месяцев 2020 года произошло 1,76 тыс. ДТП (2,9% от всех аварий), связанных с падением пассажиров. В 2018 году МВД, Минтранс и правительство Москвы не включили подобные случаи в отчетность. Такое распоряжение готовилось по инициативе ГИБДД после того, как в 2018 году 40% аварий с автобусами были связаны с падениями пассажиров.

По закону страховым случаем является не ДТП, а факт причинения вреда при перевозке пояснила вице-президент Всероссийского союза страховщиков Светлана Гусар, поэтому на возмещении вреда пассажирам новые изменения не отразятся. «Для получения выплаты в страховую компанию необязательно предоставлять документы из ГИБДД, достаточно документа от перевозчика, подтверждающего, что вред пассажиру был причинен при перевозке,— говорит она.— С 1 января возникнет риск, что пострадавшие могут столкнуться с отказом перевозчика в оформлении такого документа». Отметим, что правила учета ДТП меняются не первый раз. До 1 января 2009 года жертвой аварии считалось лицо, которое погибло в момент происшествия или в течение семи суток от полученных травм. С 2009 года срок был увеличен до 30 суток. В 2009–2013 годах число ежегодно гибнущих на дорогах выросло с 26 тыс. до 27,9 тыс., ряд экспертов связывали эту динамику с изменением методологии.

Вас могут заинтересовать публикации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика