Эксперты рассмотрели возможность допуска инвалидов с ампутациями конечностей к управлению автомобилем

В четверг, 24 марта 2022 года, в Совете Федерации прошло совещание о возможности пересмотра противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортным средством для лиц с ограниченными физическими возможностями. В обсуждении приняли участие представители органов власти и общественных организаций. Целью предлагаемых изменений является возможность использования трудового потенциала людей с ограниченными возможностями в условиях современной российской экономики. Напомним, что в 2014 году Правительство РФ утвердило перечни противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортным средством. Водительские удостоверения запрещено получать людям с психическими расстройствами, в том числе шизофренией и умственной отсталостью, страдающим некоторыми заболеваниями глаз или слепотой. При этом, люди с ампутированными нижними конечностями имеют право водить автомобиль с ручным управлением, а тем, у кого отсутствует одна рука или кисть, позволено управлять автомобилем с автоматической коробкой передач. Отсутствие обеих верхних конечностей или кистей является медицинским ограничением к управлению транспортным средством категории «В».

В рамках обсуждения эксперты отметили, что мировой опыт показывает — люди с ампутациями рук являются полноценными участниками дорожного движения.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике, член Совета по делам инвалидов при Совете Федерации Эдуард Исаков подчеркнул, что люди с ограниченными возможностями по здоровью многократно обращались с просьбой решить данный вопрос.

«В России за 10 лет было сделано очень многое, существенно расширились права людей с инвалидностью. Но до сих пор существуют некоторые ограничения, в частности, медицинские по управлению транспортным средством. Получить водительские удостоверения они могут в США, Канаде, Великобритании, в Латвии в случае успешной сдачи экзаменов и практических занятий. В Европе гарантию на поведение протезов в экстренной ситуации дает производитель протезов, а решение о допуске к управлению транспортным средством принимается в каждом конкретном случае, индивидуально, исходя из его способностей безопасно управлять автомобилем, наличия протезов и специального оборудования в автомобиле. Сегодня современные автомобили оснащены искусственным интеллектом и могут самостоятельно парковаться — за это отвечает компьютер. Эти люди ежедневно справляются с массой бытовых и технических вопросов, а управлять транспортным средством для них — одна из возможностей жить полноценной жизнью», — сказал Эдуард Исаков.

В свою очередь представители Госавтоинспекции МВД России заявили о готовности выдавать водительские удостоверения гражданам без конечностей, если будет продуман механизм медицинской экспертизы. Представители Минздрава пока настороженно отнеслись к идее, но заявили о готовности проработать вопрос.

Начальник отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД Сергей Фомочкин заявил, что сегодня существует множество приспособлений и технических средств, позволяющих инвалиду водить автомобиль. Необходимо продумать механизм индивидуальной оценки возможностей конкретного инвалида на адаптированном для него автомобиле, считает Сергей Фомочкин. По словам заместителя начальника Госавтоинспекции Николая Шеюхина, в России практически нет автошкол и программ для подготовки данной категории водителей. Он уточнил: «ранее существовали государственные дотации для этих организаций, сейчас же автошколы экономически не заинтересованы в подобном обучении».

В рамках обсуждения главный внештатный профпатолог Министерства здравоохранения Игорь Бухтияров заявил, что пересматривать перечень противопоказаний преждевременно —  для изменения Постановления Правительства РФ нужны серьезные обоснования. Он напомнил, что сегодня существует механизм экспертизы в индивидуальном порядке и подчеркнул, что опыта проведения таких экспертиз у медиков нет, так как отсутствие сразу двух конечностей всегда воспринималось как «абсолютное противопоказание» к вождению автомобилем.

«Вопрос приема инвалидов на работу требует изучения с точки зрения экономической эффективности. Действующий перечень противопоказаний не учитывает наличие «полуавтоматических» систем управления автомобилем, систем автоматической парковки. Какое количество в настоящее время потенциальных работников, которые имеют в настоящее время дефект, мы вынуждены будем рассматривать в индивидуальном порядке? Это 2 человека или 200 человек? Если действительно один или два человека, мы всегда можем на базе федеральных центров такую экспертизу провести. Но если речь о масштабной проблеме, это требует каких-то более серьезных решений. Не в каждом субъекте можно будет провести такую экспертизу», — заключил представитель Минздрава.

В завершение заседания было решено провести еще ряд встреч на данную тему на площадке Совета Федерации, чтобы чтобы приступить к подготовке изменений в законодательство.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика