Социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортные происшествия — это не только неприятные, иногда трагические, события в жизни участников дорожного движения, но и экономические потери, которые  исчисляются сотнями миллионов рублей.

Антон Белогребень, заведующий научно-исследовательским отделом экономики транспорта ОАО «НИИАТ» рассказал об оценке социального-экономического ущерба от использования транспорта

«На автомобильный транспорт приходится большая часть структуры внешних факторов — около 93%, причем около 60% на легковой автомобильный транспорт. Стоит отметить, что повышение мобильности легкового траснпорта не несет положительных внешних эффектов. Так, дорожно-транспортные происшествия во всей структуре внешних эффектов занимают около 33-35%. Согласно экспертным оценкам, общая величина всех негативных последствий от автомобильного транспорта в Российской Федерации составляет около 13% от внутреннего валового продукта ежегодно. В странах Европейского союза ущерб оценивается в три раза меньше. Примечательно, что не во всех странах Европейского союза утверждены на официальном уровне методики оценки социально-экономического ущерба. Это связано во многом с различиями во взглядах и масштабах проблематики». 

Антон Белогребень отметил, что первые попытки денежной оценки социально-экономического ущерба были предприняты еще в 1950 годы в США и Великобритании и основывались на методе недополученных доходов.

«На сегодняшний день методы значительно усовершенствовались и можно отметить 9 составляющих критериев, которые используются в той или иной мере во всем мире — стоимость недополученной продукции, затраты на лечение и социальное обеспечение, затраты на реабилитацию, административные расходы, материальный ущерб, компенсация потери благополучия, моральный ущерб, экологические ущерб и прочие издержки, такие как потери транспортных компаний ввиду нарушения графиков доставки, порчи грузов, нарушения движения общественного транспорта и так далее. На данный момент в России на официальном уровне не существует оценки социально-экономического ущерба. Предыдущая методика была принята и действовала с 2000 года по 1 декабря 2005. По заказу Министерства транспорта была разработана методика, в которой учитывались использование официальных общедоступных статистических данных, дифференцированный расчет ущерба для каждого региона РФ, детализированный расчет ущерба по отдельным составляющим, расчет ущерба для отдельных субъектов напрямую или косвенно пострадавших от ДТП, использование средневзвешенных данных о последствиях ДТП с учетом региональной, половой, возрастной, доходной дифференциации. По итогам 2018 года величина социального ущерба в соответствии с данной методикой достигла 908 691 млн. руб. Данный результат не учитывает экологический ущерб, ущерб дорожной инфраструктуре и временные потери участников дорожного движения». 

Отметим, что недавно стало известно о намерении Правительства России смягчить экологические требования к автомобильному транспорту. На данный момент разрабатывается временное снижение требований технического регламента по выбросам для поддержания загрузки производств. Согласно текущему техническому регламенту, все выпускаемые на рынок автомобили должны соответствовать стандарту «Евро-5» и выше. Но производить такие транспортные средства, в грузовом сегменте КамАЗ и «Урал» смогут примерно до конца апреля ввиду антироссийских санкций. Подобная ситуация разворачивается и в легком коммерческом и легковом сегментах.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика