Налоговые льготы для автомобилей с электрическими двигателями хотят ввести на три года. Соответствующий законопроект был принят 7 декабря Законодательным собранием Ленобласти в первом чтении. Известно, что отдельно предусматривается возможность пролонгации такого вида поддержки и после 2023 года. Количество информационных поводов об электромобилях растет с каждой неделей: в России разработали электромобиль на основе цифровых двойников, автопроизводители один за другим анонсируют выпуск нового электромобиля, а региональные органы государственной власти пытаются подготовить города к ожидаемой ими электромобилизации. На прошлой неделе мы размещали материал, в котором эксперт оценивал экологические показатели электромобилей не только во время движения транспортного средства, но и на всех этапах производства, включая производство батарей, аккумуляторов и способов производства самого электричества. Сегодня понятно одно — принятие или непринятие феномена электромобилизации зависит от того, как взвешиваются различные факторы, какой период учитывается, какое значение придается здоровью человека и экологии, а также, какие экологические альтернативы существуют на момент исследования.
Доцент кафедры электротехнических комплексов ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный технический университет, к.т.н., Александр Штанг, поделился своим мнением о том, как он видит процесс электромобилизации в мире и России: «Я являюсь представителем кафедры электротехнических комплексов, которая многие годы именовалась кафедрой электрического транспорта. Около 15 лет назад, формируя прогноз по развитию транспорта, мы обозначили начало глубочайшей трансформации транспортной отрасли. Мы не ошиблись, указав переходный процесс реперными точками с 2020-2025 год. При этом понимая, что водородный транспорт тоже часть гибридных электротранспортных средств. Отмечу объективные преимущества электрического транспорта: он более управляем, обладает высокой маневренностью, динамикой, износостойкостью и, безусловно, экологичен. При всем этом, электрический транспорт стал неавтономным, проиграв конкурентную борьбу автомобилям с ДВС в 20 веке, так как научное сообщество не нашло пленочной структуры, позволяющей дешево и с высокой удельной плотностью запасать электрическую энергию в промышленных масштабах. Фактически, не был создан необходимый аккумулятор энергии». Александр отметил высокую важность транспортных средств в глобальной энергетической стратегии. По его словам, основные успехи в большинстве отраслей связаны с применением и всемирным развитием электрической энергии. «Сегодня происходит подлинная техническая революция в накопителях энергии с применением различных типов аккумуляторов», — отметил Александр.
Александр выделил 5 факторов, мешающих полноценному развитию электротранспорта сегодня. «Малая энергоемкость, низкая скорость заряда, малое количество циклов, узкий температурный диапазон и высокий ценовой фактор. Критическими являются всего два пункта из пяти — это малая энергоемкость и цена. Фактически, на сегодняшний день, аккумуляторы снимают 5 основных критических стоп-факторов развития», добавил Александр. Он также объяснил, почему производители так охотно настроены выпускать электромобили: «В среднем, в электромобиле используется 3 000 составляющих, а в обычном автомобиле — 35 000. Технологичность производства может возрасти в сотни раз, а автоконцерны получают колоссальный выигрыш при переходе на электротранспорт».
Александр Штанг также рассказал о реальных перспективах развития электротранспорта в России: «Если к 2015 году примерно 50% стоимости электромобиля составлял аккумулятор, то к 2025 году предполагается всего 20-25% от стоимости электромобиля. А значит, к 2025 году электромобиль становится таким же коммерчески успешным, как и автомобиль с ДВС. Если говорить о скорости роста технологии, уже сегодня понятно, что к 2030 году общемировые продажи будут приходиться на гибриды и электромобиль. В России произойдет развитие рынка газовых гибридов и электромобилей — это определяется климатическими условиями и низкой стоимостью как газа, так и электрической энергии. За последние 4 года основным сегментом по росту электромобиля был Nissan Leaf, а удвоение продаж происходит практически каждый год. Мы наблюдаем быструю арифметическую прогрессию и уже в ближайшие 4-5 лет мы можем получить трансформацию транспортного рынка России, к которой необходимо готовиться. Конечно, доподлинно неизвестно, каким будет будущее, но оно формируется из наших желаний и намерений сделать его лучше, в устремлении воссоздать гармонию между формируемой техногенной сферой и природой».
Напомним, что Россия заняла 23-е место в рейтинге стран по готовности к использованию электромобилей по версии аудиторско-консалтинговой фирмы КПМГ. По уровню готовности к приобретению и использованию электротранспорта Россия также заняла 24-е место. Исследователи объясняют это медленным проникновением инноваций на отечественный авторынок. На данный момент, концерн Renault-Nissan рассматривает возможности, но пока не выпускает электромобили на заводах в Российской Федерации. Единственным успешным проектом в России остается только пассажирский электробус «Камаз».
2 thoughts on “Электромобилизация в России: тренд или неотвратимая реальность?”