По состоянию на конец 2020 года парк электромобилей в России насчитывал всего 11 000 шт, концентрируясь, в основном, на дальневосточных территориях — Приморский край, Амурская область и Харабовский край. Но в последние годы продажи таких автомобилей фактически удваивались ежегодно на фоне льгот по пошлинам и интереса к такому транспорту со стороны покупателей. Как сегодня устроен рынок электромобилей в России и, что требуется для того, чтобы сформировать его привлекательность в нашей стране обсудили 23 мая в рамках круглого стола «Развитие электромобильности: Этап II», организованном Издательским домом «Коммерсантъ».
Генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что на начало текущего года количество легковых электромобилей достигало 16,5 тыс. штук, за первые четыре месяца оно увеличилось сразу на 1 тыс. Среди остальных электромобилей порядка 1 тыс. приходится на автобусы, небольшое число — на легкий коммерческий транспорт и буквально штучно присутствует грузовой. «Каждый год идет взрывной рост продаж — в два-три раза, потому что мы стартовали фактически с нулевой базы. За 2021 год было продано 2,2 тыс. новых легковых электромобилей и порядка 9 тыс.— с пробегом. Во вторую категорию входит как внутренний оборот, так и ввоз праворульных автомобилей из Японии»,— рассказал господин Целиков. На фоне кризиса сегмент электромобилей просел не так значительно, как автомобильный рынок в целом, однако от недели к неделе продажи сокращаются: «Очевидно, что сейчас распродаются те машины, которые были ввезены в страну до отмены нулевой пошлины. Пока авто на электротяге остаются в России «игрушкой». Электрокар — это энтузиазм, третий-четвертый автомобиль в семье. Его владелец обычно живет в загородном доме, у него есть своя подстанция для зарядки, изредка он заряжается в городе. Это обеспеченный человек»,— поделился своим мнением Сергей Целиков.
Алексей Лихачев, директор по стратегии и цифровым технологиям, Группа ГАЗ рассказал об опыте запуска первых GAZelle e-NN в Нижнем Новгороде.
«В прошлом году мы запустили пилотный проект — первый кейс по использованию пассажирского электромобиля-газели на маршруте «Аэропорт «Строгино» — центр Нижнего Новгорода». Автомобиль постоянно курсирует по маршруту, заряжается на быстрых зарядках. Фактически, это первый и единственный опыт в России серийного производства и использования электромобиля», — рассказал спикер. Алексей также отметил, что «Сегодня зарядить частный, даже легковой электромобиль, в городе, например, в Москве — серьезная проблема. А для коммерческого электромобиля с увеличенными габаритами это еще сложнее. С одной стороны, нам постоянно демонстрируют, что есть зарядки, которые не загружены и пустуют. А с другой стороны, опросы клиентов показывают, что в близости к их жилью или работе нет необходимых зарядных мощностей. Перед нами проблема роста: инфраструктура не используется, потому что нет критической массы электромобилей, а эта масса не создается, так как нет удобного способа зарядки рядом с местом обитания».
Руководитель проекта «Энергия Москвы» Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Александра Шумская далее рассказала о зарядных станциях в столице:
«Самое главное — донести до всех людей, что электромобили это удобно, выгодно и экологично. Транспортный комплекс Москвы делает все, чтобы город стал экологичнее, а воздух чище. На данный момент установлено и работает порядка 96 зарядных станций, вместе с тем единовременно они могут зарядить до 159 автомобилей. К концу года количество зарядных станций составит 250 единиц, также развиваются коммерческие проекты».
Напомним, что ранее, 21 мая, в Москве представили три российских электромобиля EVOLUTE, которые будут выпускать в Липецке. Эти автомобили представили на выставке, организованной в честь открытия в Москве самого большого мультизаправочного комплекса в России «Нефтьмагистраль». На мероприятии показали три модели из пяти – седан i-PRO, минивэн i-VAN и компактный кроссовер i-JOY. В марте 2022 года ООО «Моторинвест», Правительство Липецкой области и Минпромторг заключили специальный инвестконтракт, который предусматривает инвестиции в размере 13 млрд рублей в течение ближайших 11 лет.
Читайте далее: