Электротранспорт и транспорт на альтернативном топливе: тренды и тенденции

На тенденции развития экологических видов транспорта в отдельных странах и даже регионах одной страны влияют не только инициативы правительства, но также доступность природных ресурсов, развитие инфраструктуры и общий уровень благосостояния жителей. Из-за этой комбинации факторов сложно прогнозировать, какой вид топлива станет пользоваться наибольшим спросом в будущем — скорее всего, картина будет не однородной. Часть стран перейдет на электромобили, часть сделает ставку на биотопливо, а многие продолжат пользоваться автомобилями с ДВС на бензине и дизеле, которые станут более экологичными. Но задача у всех общая — сократить количество выбросов CO2 и замедлить темпы глобального потепления.

О том, какие силовые установки будут доминировать в автомобилях будущего в перспективе 20-50 лет, и насколько электротранспорт экологичен рассказал Дмитрий Онищенко, д.т.н, профессор МГТУ имени Баумана: «Очень важно оценить развитие электроэнергии — к 2030 году планируется увеличение выработки электроэнергии на 20%, при этом структура генерации практически не меняется (более 70% электроэнергии будет генерироваться на ТЭС). Проблема углеродного следа никуда не исчезает, мы ее просто переносим из города в место, где генерируется электроэнергия. Я являюсь сторонником электротранспорта, но я также обращаю внимание на реальные барьеры, которые на мой взгляд существуют. Глобальных проблем использования электромобилей всего три: 

  • Проблема личного транспорта остается нерешенной, так как электромобиль не соответствует естественному желанию человека «ехать куда хочу и когда хочу».
  • В настоящее время не существует аккумуляторных батарей, энергоемкость которых можно было бы сопоставить с энергоемкость  традиционных для поршневых двигателей топлив. 
  • Общая мощность, вырабатываемая в целом поршневыми двигателями превышает установленную мощность всех электростанций. И, если представить ситуацию, что все пересели разом на электромобили, при этом большую часть этих электромобилей просто нечем будет заряжать.

Есть разумная альтернатива — водород. Водород может использоваться как в топливных элементах, так и в тепловом двигателе. При чем вопрос, что эффективнее, все еще не решен в научном сообществе. Например, водородный дизель получается гораздо более эффективным, чем топливные элементы, а токсичность выхлопа — нулевая. В настоящее время около 50% водорода производимого во всем мире, получают из природного газа. Очевидно, что при неизменном балансе первичных энергоносителей, с ростом потребностей в водороде как в массовом топливе, рост производства будет расти именно за счет этой доли. Одной из важнейших проблем топливных элементов — хранение водорода на борту автомобиля. Более того, внедрению топливных элементов на транспорте мешает отсутствие инфраструктуры, реорганизация и модернизация которой потребует значительных затрат. Отмечу, что применение синтетических моторных топлив способствует не только увеличению эффективных показателей двигателя, но и позволяет минимизировать инвестиции в инфраструктуру. Возможна и вполне реальна конвертация уже существующих двигателей для работы на синтетическом топливе. Например, из пищевых отходов и разлагаемого пластика может генерироваться моторное топливо. Все мы любим электробусы, но использовать аккумуляторную батарею для движения, а «солярку» для подогрева — не самое эффективное решение. Очевидно, что у электродвижения в определенном диапазоне нагрузок максимальный КПД, максимально низкий шум и прекрасная динамика. Технологии почти равны как с точки зрения углеродного следа, так и с точки зрения суммарного КПД. Но, если говорить про КПД, то пока еще, транспорт с ДВС немного выигрывает». 

Совсем недавно стало известно, что Крым сделают пилотной площадкой для производства экологических электромобилей для туристических регионов России и стран ближнего зарубежья, сообщил министр экономического развития Максим Решетников. По его словам, директора крымской компании-производителя «Эльтавр» Михаила Демурию уже включили в рабочую группу по развитию электротранспорта, которую создали в Министерстве экономразвития РФ. «Договорились, что сделаем Крым пилотной площадкой по запуску экологичного транспорта. Посмотрим, как проект «взлетит», чтобы каскадировать на другие, в первую очередь, конечно, туристические регионы. Их мини-электробусы и электрогрузовики также скоро уедут с полуострова в Белоруссию, Армению и Казахстан»,— написал Максим Решетников. Он также отметил, что производство электромобилей находится в свободной экономической зоне полуострова, где действуют особые налоговые условия, а 90% комплектующих производятся в регионе. В январе прошлого года компания представила свой первый электробус для туристов стоимостью 1,7 млн руб. По мнению члена общественного совета Министерства Энергетики Сергея Пикина, проект развития электротранспорта в Крыму поддерживает общемировой тренд экологизации производств и транспортной инфраструктуры, однако нуждается в государственной поддержки на всех уровнях власти. «В России первый шаг в развитии рынка электрокаров должно сделать государство и городские администрации, – считает Пикин. – Примером может послужить модель развития сегмента электротранспорта в Москве», — подчеркнул Сергей Пикин.

На сегодняшний день, складывается ощущение некоторой конкуренции на рынке создания «первого» электромобиля отечественного производства. Напомним, что за последнее десятилетие уже было несколько «громких» попыток ввести в массовое производство отечественные электромобили — «Е-мобиль», Zetta, а на очереди теперь уже КАМА-1 и электромобили «Эльтавра». Стоит отметить, что тренд на электротранспорт действительно не панацея и это понимает, например, инновационный Китай. Китай сделал ставку на водородные автомобили одновременно с электротранспортом. В прошлом году Пекин заявил, что примет пакет мер по совершенствованию цепочки поставок водородных автомобилей и развитию соответствующих технологий, чтобы сделать такие автомобили более популярными в стране. Планируется, что к 2030 году на дорогах Китая появится миллион автомобилей, работающих на водороде. Подобная ситуация наблюдается и в Японии. Там не уверены, что электромобили — единственное, что нас ждет в будущем в сфере автомобилестроения. В Японии и Китае уже есть пилотные регионы, в которых наблюдается большое количество транспорта на водороде.

Вас может заинтересовать: 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика