Международный форум «Транспорт России». День первый

Во вторник 20 ноября 2018 года состоялась церемония открытия VII международного форума и выставки «Транспорт России», проходящего в рамках мероприятий Транспортной недели 2018. Форум – крупнейшее мероприятие отрасли, в котором традиционно принимают участие руководители федеральных и региональных министерств, транспортных ведомств, главы регионов, члены Правительства Российской Федерации, руководители крупнейших российских и зарубежных компаний, осуществляющих деятельность в области транспорта и смежных отраслях, ученые, представители общественных организаций и банковского сектора. На церемонии открытия прозвучали приветственные слова участникам, и были определены основные вопросы, которым стоит уделить внимание в рамках форума.
Темой дня первого дня форума «Транспорт России» была #ЦИФРА. Открылся VII международный форум «Транспорт России» впечатляющим светозвуковым шоу. Огромный зал «Колизей» Гостиного двора был затемнён со всех сторон чёрной тканью . Под потолком и на стенах размешались десятки мощных управляемых прожекторов, во всю стену разместился широкий телевизионный экран. Световое оформление дополняли лазеры и световые пушки. Открытие представляло собой некоторую презентацию, которая позволила зрителям (а это, наверное, около нескольких тысяч человек, присутствующих в зале), окунуться в мир будущего транспорта. Основная идея презентации заключалась в том, что транспорт в будущем не будет оперировать понятиями «вид транспорта», «автомобиль» и даже таким понятием, как «личный, индивидуальный транспорт». Авторы презентации дали понять, что всего лишь через 20-25 лет люди будут просто перемещаться, заказывая эту услугу в сети интернет. При этом будет абсолютно не важно, каким способом будут совершаться эти перемещения.
На церемонии открытия с приветственным словом к гостям и участникам форума «Транспорт России» выступил Сергей Иванов, помощник Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, передав участникам форума слова президента Российской Федерации Владимира Путина. Президент подчеркнул, что от бесперебойного функционирования транспортного комплекса зависит развитие регионов и страны в целом, качество жизни и благополучие людей, а потому вопросу развития и повышения конкурентоспособности транспорта необходимо уделить особое внимание.

В майском Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  именно транспорту уделено одно из приоритетных мест, реализация Указа будет вестись на основе широкого использования цифровых технологий. На это обратил внимание в ходе своего выступления Дмитрий Мезенцев, Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, который отметил, что развитие транспортной отрасли невозможно без логичного законодательства, и пожелал, чтобы дальнейшее взаимодействие по формированию законодательной базы было таким же успешным, как и до сегодняшнего дня.

Развитие транспортной системы является важнейшим приоритетом государства.  Напутствием участникам форума прозвучали слова Евгения Дитриха: «Одно дело – видеть образ плывущего корабля. Совсем другое – иметь возможность заглянуть за горизонт и увидеть больше. Предсказать, каким будет транспорт через 15-20 лет сложно, но мы можем ориентироваться на тот образ, который хотим увидеть в дальнейшем».

В рамках пленарной дискуссии, открывшей XII международный форум «Транспорт России», участники обсудили вопросы логистики, внедрения новых технологий и работы с инновациями и стартапами. Особое внимание уделили теме цифровизации транспорта. В дискуссии приняли участие профильные чиновники и топ-менеджмент компаний-лидеров транспортной отрасли. Модератором выступил Виктор Парахин, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», член Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

Лейтмотивом пленарного заседания стала фраза заместителя председателя Правительства Российской Федерации Акимова М.А., которая звучала так: «В скором будущем всем нам, работникам транспорта, придётся попрощаться с таким понятием, как «вид транспорта», зато подружиться с «пассажирами» и «грузами». Видимо, именно эта фраза определяет основной прогноз развития транспорта. Грани между видами транспорта и способами доставки пассажиров и грузов будут стираться. На первый план будет выходить скорость, комфорт и безопасность.

Цифровизация стала неотъемлемой частью транспортных услуг, именно она открывает новые возможности для роста отрасли и экономики в целом. Участники пленарной дискуссии обсудили государственную политику в области цифровой трансформации. Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, отметил глобальность происходящих изменений. «Любой глобальной компании придется ответить на вызов – вызов слома традиционных моделей. Это совершенно новые бизнес-модели, меняющие позиции игроков и стоимость конечного продукта», – заметил он.

Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги», в своём выступлении сделал акцент на ресурсах, с которыми работает компания. «Ресурсы – это главное, что мы перевозим. Без них не будет развиваться страна и экономика, поэтому для нас важен каждый груз». По словам Белозёрова, цифровизация – процесс, объединяющий разные виды транспорта. Ключевым моментом работы в этой сфере является верификация данных, открытость и достоверность информации.

Видимыми изменениями, произошедшими благодаря цифровизации, поделился Виталий Савельев, генеральный директор ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии». По его словам, благодаря «цифре», производительность труда в компании возросла в 2,6 раза относительно 2009 года. В 2009 году уровень цифровизации в компании составлял около 35%, а сегодня приближается к 100%. Всё это позволяет держать сервис на высшем уровне и даже делать те вещи, которые находятся в стадии зарождения в других компаниях. «Мы активно используем запатентованный нами прибор, с помощью которого стюардессы обладают всей необходимой информацией о полёте и пассажирах. Там действительно прописывается всё. Так что будьте уверены, когда на борту у вас спрашивают фамилию – это просто формальность».

Компания «Аэрофлот» делает большие ставки на искусственный интеллект и планирует в дальнейшем двигаться в двух направлениях: прогнозирование ремонтных работ в зависимости от направления, куда летает судно, и прогнозирование цен на билеты в том или ином регионе. Сегодня «Аэрофлот» занимает 4 место в мире по уровню цифровизации.

Интересные замечания сделал Антон Замков, генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». В ходе обсуждения системы «Платон» он отметил, что именно эта система сделала первый шаг в цифровизации грузоперевозок. «Постоянно передают данные более 1 млн бортовых устройств, причём данные идентифицируются с пользователями, что обеспечивает стабильное снятие информации с дороги, выражающиеся в количестве 2 млн транзакций в день». Замков характеризует «Платон» как отличный пример платформенного решения, позволяющего решать любые задачи, будь то распределение автобусов во время Чемпионата Мира или администрирование дорожных правонарушений по всей стране.

Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив, выступил с идеей создания стандарта по работе с инновациями: «Основным тормозом для компаний сейчас являются корпоративная культура и комплекс мотивации – они недостаточно развиты. Призываю крупные корпорации осмысленно подойти к формированию стратегии по работе с инновационными проектами. Это так же важно, как и привычные маркетинговые стратегии». Суть предложения заключается в описании основных процессов, которые должны быть сделаны в компании, чтобы она могла работать с инновациями и не испытывать проблем.

Завершал пленарную дискуссию форума Евгений Дитрих, Министр транспорта Российской Федерации. Главной целью цифровизации он назвал прогнозирование человеческих желаний. «Мир меняется настолько быстро, что даже просто для того, чтобы оставаться на месте, нужно быстро двигаться. Я призываю приступить к этому движению прямо сейчас». Министр предложил создать особый комитет, который бы подхватывал новые идеи и технологии и занимался бы их внедрением в конкретных системах.

Во второй половине первого дня XII Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялось несколько конференций, посвященных сферам морского и речного транспорта, региональной авиации, дорожного хозяйства и его цифровизации.

Участники отраслевой конференции «Морской и речной транспорт – системный элемент магистральной инфраструктуры» обсудили меры по повышению конкурентоспособности водного транспорта и привлечению инвестиций в отрасль. По словам Игоря Левитина, помощника Президента Российской Федерации, более доступный и безопасный речной транспорт позволит развить внутренние речные пути и разгрузить наземный транспорт, который предназначен для перевозки пассажиров.

Участникам и зрителям конференции было предложено ответить на вопрос о том, что, по их мнению, помешало эффективной работе флота в 2018 году. Так, для речного флота большинство определило неравномерные конкурентные условия в качестве основной причины неудач, а для морского – административные барьеры и дублирующие требования законодательства. По мнению И.Левитина для решения этих проблем необходимо повысить ответственность на каждом уровне.

Конкурентоспособность флота и портов также обсуждалась в ходе беседы о драйверах и вызовах отечественного судостроения. Говоря о взаимодействии с водным транспортом других стран, заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин заметил, что у иностранных судов должен быть резон заходить в наши порты. Например, стимулом заправиться в российском порту может стать снижение административных барьеров.

На конференции «Дорожное хозяйство. Цифровизация» обсуждались цифровые платформы дорожной отрасли. Спикеры конференции обменялись наработками в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и регионального внедрения информационно-технологического сопровождения (ИТС). Ряд докладов был посвящен BIM-технологиям – полному информационному описанию строящегося объекта. Примером использования данного вида технологий являются BIM-модели ВСД и ЗСД в Санкт-Петербурге.

Вячеслав Седень, вице-президент АО «ФТК», выступил с докладом, в котором поднял тему эффективности машинного обучения и искусственного интеллекта при планировании и распределении задач и ресурсов. По его словам, данные технологии обеспечат прогнозирование заявок на обслуживание и ремонт, автоматическую маршрутизацию выездных бригад, автоматическое распределение заявок между специалистами. «Удобство, прозрачность, эффективность – всё это дают нам цифровые технологии», – заявил он.

На конференции «Региональная Авиация – системный элемент магистральной инфраструктуры» представители Росавиации указали на необходимость государственной финансовой поддержки для обновления парка воздушных судов. Самолёт – это сложная машина, ее разработчики должны своевременно реагировать на изменения цифрового пространства. На конференции освещались вопросы субсидирования воздушных перевозок и необходимости развития аэродромной инфраструктуры.

На отраслевых конференциях первого дня также поднимались вопросы отраслевого образования и подготовки кадров – новым технологичным площадкам нужен новый тип технологичных работников.

В среду 21 ноября 2018 года пройдет второй день VII международного форума «Транспорт России», темой дня которого станет #СТРАТЕГИЯ.
Программа VII международного форума «Транспорт России» здесь.
Фотографии с первого дня форума: photos.bd-event.ru/transweek/2018/
Официальный сайт мероприятия: transweek.ru
Организатор: ООО «Бизнес Диалог»
Соорганизатор: Министерство транспорта Российской Федерации
Сетевое издание «Агентство транспортной информации» является информационным партнером мероприятий Транспортной недели 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика