Общественный транспорт в регионах России развит неравномерно. В стране давно назрела необходимость разработки единого стандарта качества услуги пассажирского транспорта. Институт развития транспортной отрасли, АО «ГТЛК» и студия Артемия Лебедева планируют совместно разработать такой национальный стандарт. Его главная цель — принципиально новый уровень сервиса для пассажиров.
Вадим Ковалев, заместитель председателя Комиссии по экономике и трудовым отношениям Общественной палаты Российской Федерации, стал модератором презентации.
Евгений Дитрих, генеральный директор АО «ГТЛК»:
За 23 года существования компании она поставила в регионы страны 15 тыс. единиц общественного транспорта, из них 6 тыс. только за последние два года. Основой нового стандарта должно стать отношение: водителя — к своим пассажирам, транспортной компании — к своим водителям, городских властей — к своим транспортным компаниям. Все это должно создавать базис для того, чтобы комфорт и удобство единого пассажирского стандарта могли использоваться в каждом городе нашей страны.
Новый национальный стандарт нацелен именно на это. Он будет состоять из восьми ключевых разделов:
- Маршрутная сеть. В городах должно быть много маршрутов общественного транспорта.
- Остановочные павильоны. Они должны быть красивыми, соответствовать климатическим условиям, в которых работает общественный транспорт, иметь цифровую навигацию.
- Подвижной состав. Речь идет о комфортном и безопасном подвижном составе, с возможностью перевезти коляску, велосипед или воспользоваться всеми цифровыми благами вроде зарядки телефона.
- Автопарки и депо. Чтобы транспорт работал, как часы, необходимо, чтобы автопарки и депо работали регулярно, обслуживали быстро, не было простоев в пути и задержек в движении.
- Водители. Это должны быть люди, которые прошли медосмотр, были опрятно одеты, прекрасно обучены и вежливы.
- Информационные носители. Оперативное информирование людей на остановках, вокзалах и автовокзалах — очень важный элемент стандарта.
- Оплата проезда. Платить наличными водителю и небезопасно, и несовременно.
- Цифровые продукты. В одном приложении будет собрана маршрутная сеть, расписание движения, пересадки, оплата проезда и все возможные сведения о том, как работает общественный транспорт.
Что такое стандарт? Это то, что хотят видеть люди. Все восемь элементов зависят от того, как устроены традиции работы в тех или иных городах и что должно быть улучшено в самом ближайшем будущем. Это своего рода инфраструктурное транспортное меню.
Артемий Лебедев, основатель «Студии Артемия Лебедева», посвятил свою часть презентации описанию самой концепции стандарта городского общественного транспорта. Он отметил, что предстоит огромная работа большого количества специалистов и перечислил основные задачи, стоящие перед разработчиками. По его словам, самое главное при создании стандарта — это думать не о пассажире, а о человеке.
Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Арефьев:
Что в основном ждали регионы, что им дадут хоть намек на то, где искать деньги на оплату транспортной работы, но тут их оставили один на один со своими проблемами, которые сегодня решить сами способы единицы, да и то через компромиссы цены и качества.
Начальник департамента транспорта администрации города Перми Анатолий Путин:
Скажу честно, вопросов пока больше, чем ответов. С одной стороны, сегодня действительно нет единого подхода к оценке качества пассажирских перевозок. Каждый регион действует по своим мерилам, что такое хорошо или плохо. Единый стандарт нужен и поможет выстроить понятную и прозрачную транспортную политику.
Но с другой стороны, неужели регионы сами не знают, что делать? Знают и пытаются. Но, как бы это странно ни звучало, хороший общественный транспорт — это дорого. И первый вопрос при внедрении стандарта — это финансовая модель. За каждым требованием качества должно стоять достаточное финансирование.
Для того чтобы сбалансировать финансовую модель, есть всего три механизма:
- бюджетное финансирование
- тариф для пассажира
- объем транспортной работы (наличие или отсутствие пересадок)
Поэтому акцентирую внимание, что прежде всего нужна проработка финансовой модели. Ведь иначе внешне красивая картина может обернуться ухудшением транспортной доступности.
Абсолютно согласен с тезисом, что надо говорить не про обезличенного пассажира, а про человека. Общественный транспорт — это сервис, который должен быть удобным и современным.
Корреспонденты Агентства транспортной информации «Российская академия транспорта» взяли интервью у начальника департамента транспорта администрации города Перми Анатолия Алексеевича Путина.
- Скажите, Анатолий, вам как организатору перевозок, насколько необходим стандарт? Допустим, завтра вам предложат выбор между субсидией, денежными средствами или стандартом, что бы вы предпочли?
Без сомнения, деньги. И всё же стандарт — это тоже необходимость, поскольку… Например, если говорить о маршрутной сети, запросы могут быть диаметрально противоположны. Наличие стандарта упростило бы нашу работу как заказчиков в общении с жителями. Если каждый житель осознает, что, допустим, автобус не старше 10 лет, а остановка в пяти минутах ходьбы, то это заметно облегчает и делает более конструктивным диалог.