Жилищная политика как инструмент управления транспортным спросом

Согласно исследованиям, к 2030 году большая часть населения мира будет сосредоточена в городах, более того, эта тенденцию продолжится, и к 2050 году более 80% населения мира будет жить в городской среде. Сегодня урбанизация как никогда требует стремительных решений проблемы мобильности жителей, которые должны быть согласованы с политикой землепользования. Эффективный транспорт и мобильность, сбалансированное сочетание общественного и личного транспорта, есть и будет основой роста городов и их конкурентоспособности — отмечают эксперты.

Андрей Борисов, ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ выступил с докладом о жилищной политике как инструменте управления транспортным спросом в рамках Форума имени А.А. Высоковского, прошедшего 27-28 января 2023 года.

«В классическом понимании жилищная политика не рассматривает вопросы, связанные с транспортной доступностью. Общемировые тренды в рамках данного направления выделяют в несколько основных блоков — положение о минимальных жилищных стандартах, регулирование рынка коммерческого найма в частном жилом фонде, программа социального найма, смещение акцента в сторону предоставляемого жилья — в которых можно косвенно оценить транспортные эффекты от применения той или иной политики. Роль транспортного планирования в городах — предоставить возможность гражданам максимально быстрого и комфортного преодоления расстояний. Вместе с тем специалисты сталкиваются с коллизией документов территориального и транспортного планирования. Проблемы транспортного обслуживания закладываются на этапе планирования территории, либо по причине несогласованности градостроительной политики: транспорту приходится решать задачи, которых попросту могло не существовать».

Спикер в рамках выступления привел международный пример, как решение градостроительной политики привело к ухудшению транспортной ситуации в городе Лос-Анджелес. Для решения ситуации были применены инструменты жилищной политики: «В 1976 году в городе Лос-Анджелес возможность муниципалитета по управлению налогами на имущество была ограничена, и город принял решение зонировать земли по фискальным соображениям. Это привело к резкому исходу жителя из центра города на его окраину, росту загрузки на транспортную систему. Выделяется несколько инструментов, которые можно отнести к инструментам жилищной политики, неявно влияющих на транспортный спрос. Во-первых, разделение налоговой базы между «богатыми и бедными» на рабочие места городами в составе агломерационного радиуса. Во-вторых, налоговые льготы в дополнение к программам доступного жилья. В-третьих, инструмент инклюзивного зонирования. А последнее — закрепление доли доступного жилого фонда. При этом явно не показано влияние таких политик на изменение транспортного спроса».

Отметим, что российские муниципалитеты смогут объединять проекты планировки территории (ППТ) и правила землепользовании и застройки (ПЗЗ). Такое поручение дал президент России Владимир Путин по итогам заседания президиума Госсовета. «Предусмотреть возможность использования единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, определяющего основные направления развития территорий одного или нескольких муниципальных образований (частей таких территорий), установив порядок его подготовки и утверждения», — говорится в тексте документа, опубликованного в четверг на сайте Кремля. Такая возможность должна появиться у местных властей к 20 февраля 2023 года, указано в поручении. Отмечается, что изменение вносится для упрощения процедуры внесения изменений в документы и исключения их дублирования.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика