Интеллектуальное управление железнодорожным транспортом: МЦК

Нет отрасли, которая могла бы избежать цифровизации. Даже железнодорожный сектор, который традиционно был одной из самых консервативных отраслей в отношении внедрения технологий, признал преимущества перехода на цифровые технологии. Хотя безопасность операций движения остается одним из приоритетов для большинства железнодорожных операторов, цифровизация дает гораздо больше преимуществ, таких как операционная эффективность, улучшение качества обслуживания клиентов и оптимизация кадровых ресурсов. 2020-й стал первым полным годом реализации стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД». Программа разработана с учётом послания президента России Федеральному Собранию и указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

О том, как внедряется интеллектуальное управление железнодорожным транспортом рассказал Алексей Замышляев, заместитель генерального директора НИИ информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»), д.т.н.,:

«С 2012 года в компании ОАО «РЖД» ведется внедрение и разработка интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом. Чем ближе подходишь к «техническому горизонту», тем дальше он становится.  Сперва были поставлены одни задачи, через некоторое время и понимание со стороны функциональных заказчиков ОАО «РЖД», и понимание наше, как института разработчиков, трансформировалось, а задачи были видоизменены. Произошла смена парадигмы и целей создания самой системы. Система ИСУЖТ охватывает все технологические процессы, связанные с организацией движения поездов на железнодорожном транспорте: это нормативный график движения поездов, управление тяговыми ресурсами, нормативное обеспечение работы железнодорожных станций и многое другое. 

Диспетчерское управление с автоматическим управлением маршрутами было реализовано на Московском центральном кольце (МЦК). Для обеспечения бессбойной работы была разработана цифровая модель Центрального транспортного узла, на которой промоделирована работа 12-ти железнодорожных станций в рамках единой цифровой модели. Были проработаны сценарии различного движения, неисправности, в том числе, отказы технических средств и последствия этих неполадок. Все это позволяет в последствии при эксплуатации избежать проблем, предусмотреть резерв и вывод неисправного поезда с кольца. Одним из примеров интеллектуализации работы на железнодорожном транспорте является автоматическая установка маршрутов. Раньше диспетчер давал команды дежурному по станции, а он — готовил маршрут. Сегодня программа сама отправляет команды в напольное устройство на станцию для установки маршрутов и проверяет соответствие текущей ситуации и рассчитанному плану. Таким образом, 1 человек может работать на большем полигоне с применением интеллектуальных средств управления. Более того, для ИТС важна как сама интеллектуализация алгоритмов управления, так и наличие умной инфраструктуры и умного подвижного состава. На сегодняшний момент на МЦК реализовано табло коллективного пользования, которое позволяет осуществлять оперативный контроль состояния объектов инфраструктуры и движения поездов, внедрена автоматическая разработка маршрутов, взаимодействие с бортом, решение конфликтных ситуаций при отказе инфраструктуры или подвижного состава, взаимодействие с электроподвижным составом «Ласточка». На данный момент подвижной состав «Ласточка» эксплуатируется в подконтрольном автоматическом режиме — машинист находится на борту, и у него есть возможность вмешаться в управление при необходимости. С 2022 года поставлена задача осуществлять всю работу в автоматическом режиме, без машиниста на борту. Для этого ведется разработка технической документации, проводится соответствующая работа с заводами и установка бортового оборудования. Задача цифровой трансформации ОАО «РЖД» утверждена правлением компании и этот переход ведется. Другой вопрос, что для цифровой железной дороги еще предстоит многое разработать и внедрить. Сегодня уже имеется большое количество разрозненных цифровых платформ, которые решают узкоспециализированные задачи, и только при объединении этих платформ мы можем говорить о сквозной полноценной цифровизации». 

Напомним, что ОАО «РЖД» планирует запустить беспилотное движение поездов по Московскому центральному кольцу (МЦК) в 2024 году. К этому времени все составы электропоездов «Ласточка» должны быть беспилотными, а первую беспилотную «Ласточку» запустят уже к концу 2021 года.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика