Убытки авиакомпаний РФ могут достигнуть рекордных 200 млрд руб.: говорим о том, как авиакомпании выйдут из кризиса

Операционные убытки российских авиакомпаний в 2020 могут достигнуть 200 миллиардов рублей, заявила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Пассажиропоток по итогам года снизится на 47% — до 68 миллионов человек. В ведомстве уверены, что восстановится отрасль до докризисного уровня не ранее второй половины 2023 года. В 2019 году российская гражданская авиация перевезла 110,3 миллиона пассажиров, в 2020 — всего 59,5 миллиона. До конца года цифра может увеличиться до 68 миллионов. Причем во втором квартале 2020 года, когда были введены самые жесткие ограничительные меры, пассажиропоток упал сразу на 86,2%. При этом снижение в апреле составило 92,1%, в мае – 91,3%, в июне – 77,4%, подчеркивается в отчете АЭВТ. Ситуация улучшилась после частичного снятия ограничительных мер в июне-августе, уточнили в ведомстве. Уже известно, что российские авиакомпании сократят перевозки пассажиров в 2021 году на 20% от уровня 2019 года после падения пассажиропотока в этом году наполовину. При этом продление нынешних программ поддержки отрасли в 2021 году выглядит сомнительным. Пока авиавласти из-за разногласий с Минфином не могут добиться предоставления авиакомпаниям уже обещанных 23,4 млрд руб. субсидий.

Максим Фокеев, аспирант НИУ ВШЭ Департамента стратегического и международного менеджмента, рассказал о том, как авиакомпании пережили кризис в первую волну пандемии коронавируса и какие бизнес-технологии применяли для выхода из ситуации: «При наступлении коронакризиса, скорость принятия решений авиакомпаниями и темп их антикризисной реакции были достаточно высоки. При этом, ряд авиакомпаний решил полностью остановить авиаперевозки, например, авиакомпания «Победа», в целях подготовки флота к более высокому сезону, а другие авиакомпании продолжили осуществлять перевозки «хоть как-нибудь». С одной стороны, перевозка пассажиров была более прибыльна, но в то же время, более чувствительна к внешним изменениям. С другой стороны, России было необходимо доставлять ИВЛ, средства индивидуальной защиты и прочие товары в регионы и в другие страны в рамках международных соглашений. В связи с этим, у большинства авиакомпаний произошла переориентация флота. Авиакомпании сокращали список услуг, отказывались от питания на борту и, как могли, сокращали издержки, переводя часть своего флота на техническое обслуживание или в аэропорты с менее затратной стоянкой. Интересным примером стала авиакомпания «Ютейр», которая использовала возможность отравить часть своего флота в Африку в качестве миротворческой миссии ООН. Компания «Ifly» в свою очередь переориентировалась на китайский рынок, который начал восстановление чуть быстрее России. Аэрофлот, как национальный перевозчик, был занят на репатриационных рейсах, а авиакомпания Руслайн перешла на фидерные перевозки и искала кооперацию с другими авиакомпаниями. Те объемы услуг, которые авиакомпании законсервировали в кризис, говорят о том, что в России переизбыток провозных мощностей».

Ранее мы рассказывали о государственных мерах поддержки авиакомпаний — Директор S7 Group Дмитрий Куделькин отмечал ряд законодательных преград для полноценного поддержания отрасли и призывал к изменению постановления №671.  На этот раз Максим Фокеев поделился своим прогнозом того, как лидеры перевозок, а именно компании группы «Аэрофлот», будут выходить из кризиса: У «Аэрофлот» есть ряд государственных обязательств, которые заключаются в осуществлении полетов по социально-значимым маршрутам, с выполнением репатриационных рейсов, с необходимость развития межрегиональной воздушной сети. Я вижу возможность восстановления группы «Аэрофлот» в рамках поиска синергетических эффектов кооперации: в рамках процесса по переходу авиакомпаний «Россия» и «Победа» в аэропорт Шереметьево, где «Россия» уже сейчас обеспечивает транзитные подвозные мощности. Рост «Аэрофлота» будет заключен в рамках дальнемагистральных полетов: все региональные маршруты будут отданы на авиакомпании «Победа» и «Россия», и именно они будут обеспечивать те синергетические эффекты, которые позволят авиакомпании Аэрофлот и всей группе выйти из кризиса. Перераспределение ресурсов, четкое понимание кто и какие рейсы обслуживает, позволит «Аэрофлоту «выйти ко второму кварталу 2021 года на положительный пост-кризисный показатель». 

Вызовы авиаиндустрии — одна из повесток на сегодняшний день, которая обсуждалась как на транспортной неделе 2020, так и на международной конференции «Аэропорт будущего». Отметим, что 4 декабря Минтранс РФ подготовил постановление правительства, согласно которому утверждаются правила выделения авиакомпаниям федеральных субсидий, направленных на перевозку семей по внутренним туристическим маршрутам. «Субсидирование перевозок по указанным маршрутам в объеме до 835 млн рублей позволит стимулировать развитие внутреннего туризма, в том числе семейных поездок в туристических целях. Ожидаемый объем перевезенных пассажиров составляет порядка 95 тысяч человек», — говорится в пояснительной записке. В проект будут включены сразу 45 направлений, предложенных Ростуризмом. В этот список вошли такие направления, как Екатеринбург — Владивосток, Калининград — Казань, Новосибирск — Иркутск, Мурманск — Воронеж, Апатиты — Санкт-Петербург и многие другие. В льготную категорию граждан по данным направлениям войдут несовершеннолетние лица, а также их родители, опекуны или сопровождающие лица. Как ожидается, постановление вступит в силу 1 января 2021 года.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика