Когда технологии «умного» города придут в российские города?

“Мы занялись созданием глобальных платформ, которые на региональном уровне объединяют весь транспорт, обслуживающий регион, и предусмотрели интеграцию всевозможных городских систем в единое целое. В единую платформу сегодня можно интегрировать все (ну или почти все): пассажирский транспорт, школьные автобусы, дорожную и коммунальную технику, каршеринг, эвакуаторы, такси, систему управления светофорами, парковки и прочее”. Сообщает информационный портал www.vc.ru

Как Вы считаете, когда технологии «умного» города будут применимы для российских городов? Что для этого нужно сделать?

 

Комментарии экспертов

Председатель Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн технологиям при Государственной Думе РФ Артём Кольцов

Есть несколько вариантов развития технологии «умный город»: Первый – это когда инфраструктуру «умного города» развивают бизнесмены. Но здесь надо разделять два направления: установка датчиков и трекеров и использование информации, которую они аккумулируют. Для того чтобы предприниматели развивали «умный город», надо, чтобы информация, которую собирают трекеры, была интересная и монетизируемая и чтобы это не противоречило законодательству о персональных данных. И это самая большая проблема. Зачастую информация, генерируемая датчиками, не так ценна, как может казаться. На данный момент это – слабомонетизируемая сфера. Да, есть удачные приложения, которые показывают графики движения автобусов и метро. Но о масштабности пока нельзя говорить. Второй – регуляция. Если бы можно было отделить и более четко структурировать информацию, которую можно дальше использовать, а какую – нет, то это способствовало бы развитию «умного города» с точки зрения инвестиционной привлекательности. До сих пор законопроект о защите и хранении персональных данных в разработке, что зачастую мешает прогрессу технологии. И третье – наши реалии. Сегодня в российских городах есть более важные проблемы, чем установка «умных» остановок. Поэтому фокус внимания региональных властей зачастую совсем не на «умном городе». Безусловно, эта технология оптимизирует жизнь людей, но не настолько, чтобы переключать все внимание на нее, а выполнение важных социальных функций отложить в долгий ящик. Это вопрос расстановки приоритетов. Считаю, что на данном этапе шум вокруг «умного города» немного переоценен.

Руководитель направления по работе с региональными администрациями группы компаний Softline Владимир Пичугин

Можно сказать, что будущее уже наступило – отдельные компоненты «Умного города» уже работают в российских миллионниках. Особенно востребованы решения, связанные с организацией дорожного движения: системы фото- и видеофиксации, автоматизированного управления дорожным движением (АСУДД), автоматизированные парковочные пространства. В Москве и Петербурге такие системы работают уже несколько лет, в других крупных городах начали внедряться не так давно, но муниципальные и региональные власти проявляют к ним высокий интерес. В частности, наша компания в сентябре этого года запустила в пилотном режиме АСУДД на одной из улиц в Новосибирске, за проектом с интересом наблюдают власти соседних сибирских городов. Во многих городах устанавливаются «умные остановки», которые показывают время прибытия общественного транспорта и другую, актуальную для пассажиров информацию. Популярны также проекты в области энергоэффективности — например, энергосберегающее освещение улиц. Так называемые «умные фонари» могут регулировать интенсивность освещения в зависимости от того, насколько темно на улице, кроме того, установленные на них датчики реагируют на движение, повышая мощность в случае приближения людей или автомобилей. «Умные» решения внедряются в сфере ЖКХ, в некоторых городах управляющие компании активно внедряют датчики, которые автоматически передают показания счетчиков в управляющую компанию. Практически во всех крупных городах есть открытые зоны wi-fi. Повсеместно внедряются «умные музеи», посетители которых могут не только посмотреть на экспонаты, но и сразу прочитать полную информацию об объекте или посмотреть ролик. Развитие новых технологий в регионах сдерживается, прежде всего, нехваткой бюджета, но этот вопрос уже решается. Развитие концепции «Умный город» поддерживается федеральными органами власти, появились законопроекты в этой области, выделяются деньги. Поэтому наверняка в ближайшие годы мы увидим всплеск реализации подобных проектов.

Руководитель облачной платформы интернета вещей и умных городов WireGeo Константин Артемьев

Умные города — это не только управление транспортом. Транспорт — лишь маленькая часть общей головоломки. Город может называться Умным только тогда, когда в единую управляемую инфраструктуру объединены управление городским освещением, контроль коммунальной и коммуникационный инфраструктуры, безопасность (пресловутое видеонаблюдение с аналитикой на каждой улице), экологический мониторинг, управление ремонтными и аварийными бригадами, ливневая канализация, датчики разнообразных протечек, утечек, аварий, поломок и переполнений, адаптивное управление светофорами и дорожными знаками, мультиканальный фидбэк от жителей города с самоадаптацией города под их меняющиеся потребности.
Отдельные элементы умного города уже внедряются в разных городах России, но они пока не связаны в единую систему. Чтобы эта система развивалась и дышала, нужны, во-первых, законодательная инициатива, которая сделает применение таких механизмов обязательным, или хотя бы рекомендованным, во-вторых, большое количество датчиков и источников информации, в-третьих, система верхнего уровня, которая объединит в единое целое множество уже существующих вертикальных решений. Например, показания одних и тех датчиков могут поступать в более, чем одну систему, за счёт этого можно избежать дублирование инфраструктуры.

Руководитель испытательной лаборатории автотранспортных средств ГК «Серконс» Дмитрий Хохлов

Мы работаем во всех крупных городах России и можем с уверенностью говорить о том, что дорожно-транспортная инфраструктуры страны пока не готова к технологиям smart city. С 2012 года активно обсуждаются вопросы по введению технологий «умного» города, рассчитываются нормы, показатели на площадке ЕЭК ООН–МСЭ. Понятие «умный город» трактуется широко и по-разному, однако во всех подходах ключевая роль отводится информационным и коммуникационным технологиям. Именно они помогают наиболее эффективно обеспечивать все процессы городской жизни. Показатели «умных» устойчивых городов, разработанные ЕЭК ООН–МСЭ, помогут оценить результаты внедрения инноваций в сравнении с достижениями других участников модернизации. Сегодня уже можно говорить о переходе к комплексной цифровой трансформации: создании умной системы ЖКХ, умного транспорта и энергетики. По развитию «умных» городов Россия значительно уступает ведущим странам мира. Реализуемые в стране проекты связаны, как правило, с точечной цифровизацией и интеллектуализацией отдельных городских сервисов и инфраструктур. Российские компании, к сожалению, практически не представлены на рынке разработок технологий для умного города. А ведь его объем к 2025 году должен достичь порядка 3-х триллионов долларов. Можно выделить ключевые причины слабого развития «умных» городов в России: высокий уровень износа существующей технологической инфраструктуры, рост экологических и транспортных проблем, дефицит госбюджетных средств на их решение. Надо учитывать, что выбор оптимального сценария цифровой трансформации зависит от конкретного субъекта. Некоторые решения подходят только для мегаполисов, крупных городов. А в маленьких городах цифровизация не всегда бывает необходима. Цифровизация ради цифровизации нам не нужна.

 

Иллюстрации с сайта RoboSapiens

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика