Во вторник 12 декабря 2023 года в формате онлайн-конференции состоялось очередное заседание Объединенного учёного совета Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта». Напомним, что Объединенный ученый совет включает в себя 30 наиболее уважаемых, известных и практикующих ученых в сфере транспорта. На заседании Объединенного ученого совета РАТ был заслушан доклад на тему переформатирования внешнеторговой логистики профессора кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» РУТ (МИИТ), зав. каф. «Экономика и логистика на транспорте» СамГУПС д.э.н., Куренкова Петра Владимировича.
Переформатирование внешнеторговой и транспортной логистики – процессы изменения условий развития рынков товаров, работ и услуг, а также информационного, финансового, правового и других форм взаимодействия, возникающие в период действия внешних ограничений рыночных отношений, которые нацелены на поиск и применение оптимальных способов перемещения в пространстве и времени материальных, транспортных, информационных, финансовых, правовых и других типов потоков, а также потоков трудовых ресурсов с минимальными издержками и рисками.
Профессор кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» РУТ (МИИТ), зав. каф. «Экономика и логистика на транспорте» СамГУПС, д.э.н., Куренков Пётр Владимирович :
Переформатирование, перепрофилирование, перемещение, перебазирование, перенаправление, изменение дислокации, как правило, такие процессы происходят во время войн, в зоне боевых действий, после крупных стихийных бедствий и т.д. Россия устойчиво , начиная с 2007 г., занимала место в мире в 9-й десятке стран по развитию логистики, сейчас — 88-е. Переформатирование имело место и в годы Первой мировой войны. Переброска подводных лодок с Балтики на Восток России по железной дороге в годы Русско-японской и Первой мировой войны.
Это и перепрофилирование производства (освоение новых производств (по современной маркетингово-рыночной терминологии — диверсификация)), и перемещение (перебазирование) промышленных предприятий, людских ресурсов, демонтаж и создание на новых местах соответствующей производственной и социальной инфраструктуры.
Был открыт ТрансСиб в 1891 г., но через Манчжурию, а в 1916 г. во время Первой мировой войны — русскими людьми на русские деньги была достроена железная дорога вдоль русско-китайской границы до Владивостока. Строители Транссиба воодушевлялись океанской судьбой России и не забывали о ней ни на час. Поэтому западный портал тоннеля через Яблоневый хребет украсила надпись «К великому океану», а на восточном портале выбито «К Атлантическому». Сейчас это океаническое мышление в нашем обществе утрачивается. Даже путейцы, самые широкие и народные из «отраслевиков», забывают о назначении Транссиба — отмечая столетие, отсчёт километрам вели не от Петербурга до Владивостока, не от океана к океану, а от Москвы.
Последний министр МПС СССР и первый Президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев, которому 10 апреля исполнилось 86 лет, но, несмотря на возраст он продолжает участвовать во всех крупных российских и международных транспортных мероприятиях, на которых он часто повторяет фразу из книги писателя Владимира Васильевича Карпова — книга «Генералиссимус» — «Если мы посмотрим сверху на Россию, то увидим ТрансСиб и великую русскую реку Волгу, которые п.с. крест, который мы должны нести на себе и ни в коем случае не отдавать железную дорогу в частные руки».
- Приволжский федеральный округ (ПФО) расположен на пересечении основных транспортных направлений и имеет высокий уровень экономического развития. Он обладает развитой транспортной инфраструктурой, включающей основные автомобильные дороги, аэропорты, железнодорожные линии и внутренние водные пути. ПФО занимает второе место в России по плотности железных дорог.
- В Приволжском федеральном округе расположены 20 аэропортов (в том числе 10 международных), 17 из которых входят в перечень национальной опорной аэродромной сети.
- Внутренние водные пути проходят по 11 субъектам Российской Федерации, входящим в Приволжский федеральный округ.
- В Приволжском федеральном округе есть несколько транспортных узлов, которые находятся на пересечении международных транспортных коридоров “Север-Юг” и “Запад-Восток” – это Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Ульяновск, Чебоксары и другие.
На территории Приволжского федерального округа представлены почти все виды транспорта, кроме морского. Важнейшим среди всех видов транспорта является железнодорожный.
Железнодорожный транспорт выделяется своей универсальностью, большой грузоподъёмностью, надежностью, высокой пропускной способностью, бесперебойной работой во все времена года, с низкой себестоимостью перевозок грузов и пассажиров.
Пётр Владимирович подробно описал роль Транспортного Комплекса ПФО в создании и функционировании МТК «Запад-Восток»:
1. Обеспечение географической связности: ПФО обеспечивает географическую связь между западными и восточными регионами России, что способствует эффективной транспортировке товаров и пассажиров.
2. Использование внутренних водных путей: Приволжская река и Волга позволяют транспортировать грузы на большие расстояния внутри страны, что снижает затраты и уменьшает нагрузку на другие виды транспорта.
3. Развитие железнодорожных и автомобильных маршрутов: ПФО разрабатывает и совершенствует железнодорожные и автомобильные маршруты, чтобы обеспечить эффективное движение грузов и пассажиров вдоль МТК «Запад-Восток».
4. Развитие транспортных инфраструктурных объектов: В ПФО внедряются новые технологии и модернизируются существующие инфраструктурные объекты, чтобы увеличить пропускную способность и безопасность транспорта в регионе.
Также Пётр Владимирович рассказал о положении стратегических документов по вопросу создания тримодальных логистических центров и их необходимости.
Подробнее с презентацией можно ознакомиться в документе Куренков_ПВ_Презентация_Учёный_совет_РАТ
Читать далее:
Модернизация Восточного полигона железных дорог: за дело взялась Генеральная прокуратура РФ