Меры стимулирования рынка транспортных средств на альтернативных видах топлива

В связи с ростом цен на нефть и нефтепродукты, а также ухудшающейся экологической ситуацией использование альтернативных видов моторного топлива, в частности компримированного природного газа, становится все более актуальной задачей. Для динамичного развития рынка газомоторного топлива в России необходимы учет интересов всех сторон. Государство должно участвовать в регулировании развития данного рынка: с помощью механизмов налоговой и кредитной политики обеспечивать благоприятные условия для реализации новых проектов. Важна и защита от «антистимулов», например, резкого роста налоговой нагрузки на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. Европейской экологической комиссией ООН принята резолюция, нацеливающая страны Европы на перевод к 2020 г. 23% автомобилей на альтернативные виды моторного топлива, в том числе на природный газ – 10% от парка (23,5 млн единиц), для заправки которых ежегодно потребуется около 47 млрд м3  газа, на биогаз – 8% (18,8 млн единиц) и на водород – 5%, что составляет 11,7 млн единиц автотранспортных средств. Обладая огромными запасами газа, мощной системой магистральных и распределительных газопроводов, Россия существенно отстает от стран-лидеров по использованию компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива.

Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики рассказала, каких мер не хватает в России для комплексного стимулирования развития рынка транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива: «Мы видим, что бизнес на текущий момент смотрит в сторону экологичного транспорта. Это актуально с точки зрения оптимизации затрат и улучшения экологии — многие компании ориентированы на экологизацию, но любые меры стимулирования транспортно-логистической отрасли должны способствовать повышению эффективности в работе самого бизнеса. Речь должна идти о целом ряде мер, о комплексной программе, которая реализуется в определенные сроки. Сейчас есть 3 основных барьера, которые не позволяют бизнесу, в первую очередь перевозчикам, перейти на альтернативные виды топлива. Прежде всего, массовый переход на технику, работающую на СПГ и КПГ, не происходит ввиду отсутствия должной инфраструктуры. Второе, финансовые затраты на закупку транспортных средств исчисляются миллионами рублей и эта закупка должна субсидироваться. Нельзя выделять субсидии на покупку только транспортных средств компании КАМАЗ, необходимо предлагать альтернативы. Третье, есть огромная проблема с обслуживанием автотранспорта на альтернативных видах топлива — нет должного количества станций технического обслуживания, нет достаточного количества технических специалистов обслуживающих технику на КПГ и СПГ. Есть несколько плохих примеров за последние несколько месяцев: 3 возгорания такой техники вместе с грузом. Все эти барьеры в комплексе не позволяют бизнесу смотреть в сторону экологичного транспорта. К вопросу о программе субсидирования с повышающимся коэффициентом — она распространяется только на физических лиц или на юридических лиц малого и среднего предпринимательства. Я считаю, что для полноценного развития этой программы, ее необходимо распределить на перевозчиков — дать возможность участвовать в программе по ОКВЭД «деятельность, связанная с перевозчиками». Только такая мера поможет комплексно и полноценно развить эту программу». 

Александр Кушнирев, консультант отдела грузового автомобильного транспорта департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ считает важным, чтобы программа субсидированной покупки автотранспорта, использующего альтернативные виды топлива, распространялась на крупных перевозчиков: «У крупных перевозчиков более новый автомобильный парк, соответственно, эти субсидии будут дольше работать. Сегодня субсидирование покупки транспортных средств распространяется только на российского производителя, а в соответствии с 719 постановлением, которым утверждены нормы локализации, под них попадают только КАМАЗ и Урал. Большинство крупных перевозчиков не готовы покупать отечественную технику. Это объясняется тем, что начиная с 2015 года Евросоюз активно переходит на Евро-6 и ежегодно количество выдаваемых разрешений по классам ниже Евро-6 снижается. Наши перевозчики с каждым имеют все меньше возможностей получить эти разрешения. Надо подумать над тем, чтобы расширить перечень производителей, которые могут участвовать в программе по субсидированной покупки автотранспорта. Если российские перевозчики имели бы возможность покупать подвижной состав иностранного производства, пользуясь государственной программой, было бы замечательно, потому что из года в год перевозчики теряют конкурентное преимущество». 

Меры стимулирования, применяемые в различных странах мира в отношении альтернативных видах топлива, можно условно подразделить на организационные и финансовые, при этом меры могут быть ограничительными или поощрительными. Выделим самые необычные:

  1. Во Франции и Италии предоставление предприятиям, использующим КПГ, преимущественного права на получение муниципального заказа.
  2. В Германии, предоставление водителям такси, работающих на КПГ, права внеочередной посадки пассажиров в аэропортах.
  3. В Германии, снижение размеров страховых сборов.
  4. В Словакии, снижение таксы за проезд по платным дорогам.
  5. В Швеции, освобождение от уплаты сборов на платных стоянках.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика