Борьба с нелегальными автобусными перевозчиками: роль системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок

Межрегиональные пассажирские автобусные перевозки были и остаются одним из самых непрозрачных видов бизнеса в России. Тема нелегальных перевозок даже стала одной из главных тем заседания президиума Госсовета под председательством президента России Владимира Путина. Региональные органы власти вместе с контрольно-надзорными органами принимают меры по борьбе с нелегальными перевозчиками, устанавливают конкурентные требования на право осуществлять межмуниципальные перевозки, создают необходимую инфраструктуру для легальной работы. Но, чтобы навести порядок на межмуниципальных и междугородних маршрутах, этого недостаточно. Пресечь деятельность нелегальных перевозчиков поможет только комплекс мер.

Борис Лоран, президент ассоциации «единая транспортная система «Автобусные линии страны», рассказал как обстоять дела в отрасли на сегодняшний день: «Цифровизация дает оптимальный эффект, когда присутствуют 4 составляющие — отраслевой накопленный опыт, научный потенциал ВУЗов и НИИ, современный подход и взгляд молодого поколения, здравый смысл авторов проектов, наличие у них отраслевой совести. Когда эти составляющие присутствуют в том или ином проекте, тогда он приносит нужный и правильный результат отрасли. Для сегмента междугородних автобусных перевозок тема цифровизации крайне актуальна. Более 20 лет рыночные механизмы в транспорте, пущенные на самотек, привели к тому, что каждый перевозчик начал трактовать правила и законы самостоятельно, и государство фактически упустило контроль в сфере междугородних перевозок. Сейчас встал вопрос, каким образом контролировать эти перевозки, чтобы гарантировать пассажиру безопасность и качество услуги? Картина, которая стала результатом реформ прошлого века, становилась все грустнее и грустнее и на определенном этапе психология отдельно взятых пассажироперевозчиков была такая: «мой пассажиропоток» и «мой маршрут». На практике это вылилось в отсутствии здоровой конкуренции, что привело к падению качества услуги. Бреши в законодательстве привели к тому, что рост количества аварий сегмента дал тревожный сигнал государству. Используя современные технологии, восстанавливается роль государства как регулятора и контролера пассажирских перевозок. По поручению президента была разработана Единая федеральная система мониторинга и контроля пассажирских перевозок автобусами (далее — ЕФС МКПП). Базовые принципы системы таковы: распознает все виды транспорта, осуществляет сплошной мониторинг, анализирует и выявляет отклонения, доводит информацию до контрольно-надзорных органов, обеспечивает прозрачность и открытость перевозок. ЕФС МКПП полностью готова к работе. Очень важно, когда любому цифровому достижению или проекту, оперативно прикладываются изменения в законодательстве. Без изменений это все не сработает. Выгоды от внедрения ЕФС МКПП очевидны: когда прозрачны все доходы и видна экономика маршрутных сетей, становится проще в плане привлечения кредитов и ведения бизнеса. Порядок в отрасли должен быть наведен как можно быстрее. Сейчас Правительство делает акцент на собираемость налогов, а в сером секторе отрасли междугородних автобусных перевозок этих налогов потеряно очень много — их необходимо вернуть». 

По данным ГИБДД, в 2020 году в России произошло 18 серьезных ДТП с участием автобусов, в них пострадало более 200 человек, 14 человек погибло. После внедрения системы пассажиры смогут покупать электронные билеты и будут заранее иметь всю информацию о перевозчике. ЕФС МКПП позволит в реальном времени контролировать качество предоставления услуги – от соблюдения расписания поездок до скорости движения автобусов. По данным BusinesStat, в 2019 г. емкость российского рынка пригородных автобусных перевозок составляла 106,9 млрд руб., междугородных – 231,5 млрд руб. Более 40% этого рынка все еще в серой зоне.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика