Нужна база

ВСМ предложили поддержать указом президента

На совместном заседании Общественной палаты и Президиума Российской академии транспорта подготовлены рекомендации по созданию юридической основы сети ВСМ и её первого участка Москва – Казань.

Как сообщил на заседании первый вице-президент ОАО «РЖД» и президент Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта» Александр Мишарин, компания уже подготовила инвестиционный меморандум и предварительную инвестиционную декларацию. Ранее на проект получено положительное заключение Главгос-экспертизы, и проведён аудит независимого эксперта — PricewaterhouseCoopers.

Уже есть документация на выполнение инженерных изысканий по трассе.

Сеть ВСМ должна стать основой транспортного каркаса страны, позволяющего создать и предложить пассажирам новую качественную услугу мультимодальных перевозок. Полная реализация проекта создания сети высокоскоростных магистралей в направлении на восток, север и юг страны позволит сократить время в пути между многими соседними областными центрами в европейской части страны до часа-полутора, что кардинально повысит мобильность населения и даст огромный социальный эффект.

С другой стороны, развитие ВСМ позволит ускорить и движение грузов, поскольку по мере ввода нового вида сообщения начнётся процесс разделения специализаций железнодорожной сети на пассажирскую и грузовую. В этом случае последняя также приобретёт новое качество. Поэтому интерес к проекту высок как в обществе, так и среди инвесторов.

«В road show проекта «Москва – Казань» участвовали 172 компании, даже больше, чем мы ожидали, – отметил Александр Мишарин. – В соответствии с планом мы внесём всю необходимую документацию по проекту в правительство до конца марта. Сегодня актуальными являются начало проектирования и работа над внесением изменения в законодательные акты».

«Мы полагаем, что для дальнейшего развития сети ВСМ необходим указ президента «О развитии высокоскоростного железнодорожного движения в России», – заявил руководитель рабочей группы по структурной модернизации экономики и инфраструктурным национальным проектам Общественной палаты Владимир Белозеров. – Там должен быть нормативно закреплён перечень поручений по подготовке и реализации проекта «Москва – Казань», а также перечень наиболее значимых параметров. Для ускорения работ ОАО «РЖД» должно быть определено единственным исполнителем, в указе также нужно определить статус агента по реализации проекта, который выполняет отдельные организационные и технические полномочия».

Первый заместитель руководителя комитета Госдумы по вопросам собственности Валерий Селезнёв, в свою очередь, предполагает, что вопросы отведения полосы отвода под строительство станут самыми острыми. «Земля находится у разных собственников, может быть обременена различными обязательствами, поэтому в результате будет длительная процедура выкупа, – заметил Валерий Селезнёв. – Мы предложили ряд изменений в законодательство. В частности, нужно придать единый статус необходимой территории, передать часть полномочий по изъятию земли регионам, так как они наиболее в этом заинтересованы. Также нужно расширить список оснований для изъятия и сократить сроки уведомления собственников. У нас уже есть опыт Сочи, и наработаны определённые методики по предотвращению роста стоимости земли перед изъятием».

Депутаты также обещают поработать и над предоставлением льгот ВСМ для повышения их рентабельности и, соответственно, привлечения частных инвестиций. Нужно ввести нулевую ставку НДС на инфраструктуру, отменить налог на имущество организаций, а бюджетные субсидии, которые даются на строительство, нужно отнести на доходы.

Между тем важным вопросом является подготовка отечественных специалистов, которые будут строить, а затем и обслуживать ВСМ. По расчётам общая потребность в кадровых ресурсах для проекта составляет 8,5 тыс. человек. Их подготовку (сроки и программы) нужно увязать с реализацией проекта, учитывая, что далеко не всё можно сделать своими силами. Для обучения потребуется приглашать высококлассных иностранных специалистов.

Как ранее говорил вице-премьер Аркадий Дворкович, вопрос о финансировании ВСМ правительство будет решать в апреле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *