15 июня депутаты Государственной Думы в окончательном чтении приняли поправки в законодательство, которые делают предоставление диагностической карты техосмотра автомобиля необязательным для заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Два этих документа были привязаны друг к другу на протяжении последних 10 лет. Теперь владельцы автомобилей не обязаны проходить техосмотр, пока в силу не вступят новые административные штрафы. С марта 2022 года за отсутствие диагностической карты водителю придется заплатить 2000 рублей. По-прежнему техосмотр должны проходить в обязательном порядке автобусы, такси и грузовой транспорт — для них штрафы за его отсутствие действует и сейчас.
Сергей Зайцев, генеральный директор Союза организаций технических экспертов, рассказал свою точку зрения на решение отменить технический осмотр:
«К добровольности техосмотра для транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, крайне отрицательное отношение. Это предложение непрофессиональное и несистемное, противоречащее основам технической эксплуатации автомобилей и идущее вразрез с обеспечением безопасности дорожного движения. Более того, эксперты технической эксплуатации также не поддерживают это предложение и отмечают, что подобная тема будоражит тех автовладельцев, которые уже на протяжении 9 лет занимались противоправной практикой — формировали спрос на покупку диагностической карты без фактического технического осмотра. В итоге статистика ДТП по причине неисправности транспортных средств на сегодняшний день неудовлетворительная, и в этой ситуации рассуждать об отмене техосмотра не представляется разумным. Это решение идет вразрез с подписанным Россией Техническим регламентом таможенного союза».
Александр Пахомов, председатель правления Союза автосервисов также прокомментировал решение законодателей:
«То, что сегодня происходит с техническим осмотром назвать реформой можно с большой натяжкой. Сегодня реформа заблудилась и не может найти выход. Пора ответственному органу власти принять решение и решить этот вопрос. Нам, автосервисам, операторам технического осмотра, со стороны видно, что в борьбе за эту отрасль столкнулись интересы разных групп людей: страховщики, политические силы, профессиональные объединения и поставщики оборудования. В результате, сложилась ситуация, когда в пылу борьбы потерялась собственно цель технического осмотра. Именно поэтому сейчас появилась точка зрения, что техосмотр вообще не нужен. Оборот отрасли около 20 млрд рублей — большие средства, которые не должны быть направлены на сомнительные нужды. Эти деньги позволили бы предприятиям, осуществляющим функцию государства, обновлять и покупать оборудование, развиваться и быть субъектом экономической деятельности. Сейчас видно, что идея, которая лежала в решении привлечения страхового бизнеса в техосмотр, оказалось неверной. Страховые компании не только не инвестировали в предприятия техосмотра, но и создали условия для разрушения существующих предприятий и роста числа мошенников. С одной стороны, законодатели, чтобы цивилизовать отрасль и избавить бюджет от затрат на ее развитие, в ФЗ №170 дал возможность инвестировать в отрасль предпринимателям, а с другой стороны, они пытаются влиять на конкуренцию, ограничивая доходы, методы работы и навязывая устаревшие шаблоны. Несмотря на все вышесказанное, ситуацию можно исправить. Необходимо в первую очередь исходить из того, что технический осмотр государству необходим — это защита граждан, их здоровья и имущества. Следующий шаг — создать новую концепцию техосмотра с нуля, и разработать под нее законодательное поле, а не латать в законодательстве дыры. Техосмотр — это функция принуждения граждан, хотим мы того или нет, и добровольно исполнять эту процедуру никто не захочет. Поэтому, отдельно от всех правил, надо создать механизм принуждения — репрессии за непройденный вовремя техосмотр. В новой концпеции надо решить управляется ли техосмотр рынком или является административной функцией МВД. Необходимо принимающему решение органу понимать, что и в первом и во втором варианте цель одинаково достижима, если построить систему правильно. Рыночной системе присуще стимулирование, постановка конечной задачи и контроль ее исполнения. В таком случае будет необходимо отпустить контроль предприятий, и рыночный механизм все расставит на свои места. Надо максимально освободить предпринимателей в выборе средств и оборудования, иначе в ограничения просматриваются интересы определенного изготовителя оборудования. Контроль, тем не менее, должен быть непрерывным и неизбежным для всех участников рынка. Если же технический осмотр отдать на попечение МВД, скорее всего, эффективность будет сомнительной. Будет необходимо разработать строгие регламенты, составить бюджет, появится вероятность коррупции на местах. В любом случае, каждое положение должно быть обосновано статистикой, расчетами, подкреплено исследованиями. Остается только выбрать путь и создать рабочий орган из людей, несвязанных с отраслевыми интересами. Всем, кто видит в этой деятельности выгоду, надо дать право экспертизы, но не право принимать решение».
Отметим, что такой резонанс новость о временной отмене приобрела в том числе из-за недавнего заявления главы Госавтоинспекции МВД России Михаила Черникова о том, что МВД рассматривает вариант сделать техосмотр легковых автомобилей физических лиц добровольным окончательно.
Читайте далее: