Переоборудование автотранспорта: сложности перевода транспорта с бензина на природный газ

Несмотря на то, что в России действует программа по льготному переводу автотранспорта с бензина на газ, бюрократические сложности и несогласованность действий государственных ведомств стали причинами жалобы установщиков автомобильного газового оборудования президенту Владимиру Путину. В письме президенту представители отрасли подчеркивают, что темпы реализации госпрограммы по переводу автопарка на газ оставляют желать лучшего. А предусмотренная регламентом процедура переоборудования автомобиля сложна, что сказывается на работе компаний по установке газобаллонного оборудования. Представители отрасли также просили Путина инициировать встречу правительства и представителей заинтересованных компаний для скорейшего решения проблем.

Данилов Артем, исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли (СПГО), рассказал об антикризисных предложениях организации в части развития предприятий газомоторной отрасли.

«Союз предприятий газомоторной отрасли, объединяя достаточно крупных участников рынка газомоторной топлива, заинтересован в том, чтобы были созданы наилучшие условия для привлечения инвестиций в отрасль, в том числе, в части локализации производств подкапотного оборудования и баллонов. Тенденции, с которыми мы сталкивались до 2021 года, воспринимались, как позитивные — наблюдался рост рынка на миллиарды рублей и рост инвестиций в целом. С приходом 2021 года начался кризис, который в отрасли воспринимают, как ситуацию идеального шторма, то есть, совпали все негативные сюжеты, которые могли совпасть. Данный кризис был вызван двумя причинами: новыми правилами ГБО (введение в действие требований ГОСТ 33670-2015 в части предъявления ТС к осмотру в испытательную лабораторию) и резкий рост цен на пропан (с 20 рублей в июле 2020 года до 30 рублей в июле 2021 года).  В случае, если бы у отрасли была эффективно организована работа с органами власти, если бы органы власти в рамках единой площадки хотя бы часть этих проблем заблаговременно обсудили и решили, то отрасли не пришлось бы терпеть данный кризис.

Изначально, главной причиной кризиса виделась недостаточная активность властей и отсутствие единой позиции по газомоторной тематике и газобалонному оборудованию. Для решения проблемы в августе 2021 года СПГО направил предложения в Правительство РФ. В письме говорилось о необходимости ввода моратория на ГОСТ 33670 до прояснению ситуации. В части недостаточного количества аккредитованных испытательных лабораторий, понимая, что на переходный период дистанционный режим является безальтернативным, мы предлагали предусмотреть субсидирование создания лабораторий, либо филиалов испытательных лабораторий в отдаленных регионах страны. Напомню, что на развитие рынка газомоторного топлива предусмотрено почти 20 млрд рублей до 2024 года и найти в этой предусмотренной бюджетом сумме соответствующие объемы для субсидирования — представляется решаемой задачей. Позиция Министерства экономического развития по данному вопросу была следующей: количество аккредитованных лабораторий зависит от количества поданных заявлений в национальный орган по аккредитации, а сама аккредитация осуществляется на прицнипе добровольности. 

Второе предложение — применение неработающий положений п. 77 Технического регламента таможенного союза № 018-2011 «О безопасности колесных транспортных средств» в части возможности установки и регистрации ГБО без проведения проверки в АИЛ. Связка «марка/модель автомобиля — модель двигателя — сертифицированный комплект ГБО» позволяет автоматически формировать перечни применяемых в отрасли типовых решений по переоборудованию. К сожалению, влоть до нынешней даты позиции Минпромторга, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования, не поступило. 

Следующие предложение заключалось в использовании преимуществ цифровизации в отрасли. Так, было предложено создать реестр заключений предварительной технической экспертизы конструкций находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства на предмет возможности внесения изменений, протоколов безопасности конструкции находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства после внесенных в нее изменений. Данное предложение направлено на противодействие «серым» установкам и контрафактному ГБО. МВД поддержали данное предложение и отметили, что наличие доступа должностных лиц Госавтоинспекции к реестру заключений и протоколов проверки позволит существенно уменьшить временные затраты при оказании государственных услуг в части внесения изменений в конструкцию, в том числе, при установке оборудования для питания двигателя газообразным топливом. 

По разрешению проблемы с ценообразованием было направлено несколько обращений — в Министерство энергетики РФ и Федеральную антимонопольную службу. При разнице в цене между пропан-бутаном и бензином АИ-95 менее 40% экономическая целесообразность перевода техники на газ отсутствует. Целесообразно для снижения цен на пропан-бутан использовать те же методы административного регулирования, что для бензина, с целевым показателем разницы цен — 50%. К сожалению, обращения не дали результатов. 

Я выражаю надежду, что коллеги из Министерства промышленности и торговли все-таки создадут рабочую группу, которая сможет высказать предложения и получить обратную связь, так как на официальные обращения, отправленные из Правительства РФ, Министерства не реагируют». 

Напомним, что программа развития рынка газомоторного топлива была утверждена в 2020 году премьером Михаилом Мишустиным по поручению президента Владимира Путина. С ее помощью планируется поощрять перевод транспорта на питание природным газом — сжатым или сжиженным (метаном, КПГ и СПГ). До конца 2024 года на нее планируется потратить около 19,3 млрд рублей, а объем потребления газомоторного топлива в России должен вырасти до 2,7 млрд кубометров. Программа предусматривает субсидии на строительство метановых заправок (их число хотят довести до 1,3 тыс.) и переоборудование машин. Для наиболее массовой категории транспорта — легковые автомобили весом до 1800 кг — размер субсидий оценивался максимум в 27 тыс. руб., для машин массой 1801-2499 кг – до 34 тысяч, свыше 2,5 т — 42 тыс. руб. Для автобусов компенсация за переход на ГБО предусмотрена на уровне 63-111 тыс. руб., для грузовиков — 114-200 тыс. руб.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика