Эксперты национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» готовят предложения для внесения поправок в правила дорожного движения: беспилотные автомобили со следующего года смогут получить приоритет на российских дорогах, как общественный транспорт. Данное предложение обусловлено необходимостью «обучать» беспилотные автомобили двигаться в потоке, а статус общественного транспорта с возможностью передвижения по выделенной полосе позволит искусственному интеллекту проще взаимодействовать с другими водителями. Независимый автоэксперт Андрей Ломанов уверен, что общественный транспорт будет первым сектором, который сможет быстро реализовать беспилотные технологии: » Общественный транспорт сможет достаточно оперативно перейти на беспилотники, потому что он идёт по линии, ему не надо маневрировать. Так что если в ближайшее время мы и увидим беспилотники, то только на линиях общественного транспорта и в очень ограниченном количестве» — сказал автоэксперт.
О том, какое развитие беспилотного автотранспорта возможно в ближайшее время в России рассказал Андрей Ионин эксперт, д.т.н, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»: «Беспилотный автотранспорт – это будущее. Сейчас решается вопрос темпов внедрения и географии внедрения беспилотного автотранспорта. Главными проблемами при внедрении беспилотного автомобильного транспорта является не вопрос технологий, а вопрос ответственности. Внедрять беспилотные технологии в России надо там, где минимальны риски: где не развита транспортная инфраструктура, где экономика развивается очагами, где нет дорожно-транспортной инфраструктуры в силу экономической нецелесообразности. В России таких территорий много – Сибирь и Дальний Восток, где экономическая активность очаговая, а население имеет низкую плотность. В России по-своему уникальная ситуация – мы можем развивать направление беспилотного автотранспорта там, где минимальные риски и минимальная ответственность. Развивая беспилотные технологии для территорий крайнего Севера, Арктики, Дальнего Востока, Сибири, мы потом эти решения сможем отправить на экспорт. Это парадокс, что в России беспилотный транспорт как авиационный, так и автомобильный начнет внедрение не с Москвы, а с «неразвитых» территорий. Я уверен, что это те рынки в беспилотном транспорте, на которых Россия должна сосредоточиться. Не стоит заниматься технологиями, где силен мировой автопром, который уже давно включился в решение задач по созданию беспилотного автомобильного транспорта. В этом вопросе для нас время ушло и никаких шансов создать в России конкурентоспособные беспилотные автотранспортные средства нет. ПАО «Газпромнефть» — одна из компаний, которая решает свои экономические кейсы беспилотными технологиями — буквально 17 августа, компания подписала соглашение с Ханты-Мансийским автономным округом о развитии беспилотных технологий на территории региона. Они решают свои логистические задачи: тестируются разные транспортные средства в зависимости от груза и массы груза, также беспилотный автотранспорт тестируется в условиях бездорожья».
Кирилл Жанайдаров, руководитель проекта развития транспортной инфраструктуры фонда «Сколково» поделился своим мнением о развитии беспилотного автотранспорта в крупных агломерациях и мегаполисах: «По последнему рейтингу консалтинговой компании KPMG Россия занимает 22 место из 25 по готовности внедрения беспилотного транспорта. Тут надо отметить хороший момент, что Россия в этом рейтинге есть в принципе. В России хорошие тенденции в области развития беспилотного транспорта: у нас меняется нормативно-правовая база, есть органы и ведомства, которые занимаются решением только вопросов внедрения беспилотников. Часто в России говорят, что население пока не готово сесть в беспилотный автомобиль, а по результатам последнего опроса НТИ «Автонет», 77% россиян показали свою готовность пользоваться беспилотным автомобилем. В прошлом году эта цифра была 60% — с каждым годом показатель растет. Передвигаться в беспилотном транспорте гораздо безопаснее, хотя бы потому, что беспилотный автомобиль не нарушает ПДД. Основная проблема беспилотного автомобиля в потоке – это прогнозирование действий других автомобилей. Чем быстрее беспилотный автомобиль выйдет в поток, тем быстрее он сможет «научиться» двигаться в нем. Тепличные условия, где нет ни трафика, ни опасностей, уже не представляют никаких сложностей для разработчиков беспилотных автомобилей. В «Сколково» планируется реализовать регулятивную песочницу — сделать так, чтобы беспилотное такси зарабатывало. Сегодня оплатить поездку на беспилотном автомобиле невозможно. Здесь необходимы эксперименты в области законодательства, например, как это делают в Нидерландах, где ввели отдельное водительское удостоверение для автомобиля, то есть, беспилотный автомобиль может, например, получить штраф, как и обычный водитель. Что касается масштабирования беспилотного автотранспорта — оно невозможно в ближайшие 10 лет ввиду неготовности инфраструктуры: не достаточно развита высокоточная связь 5G, не развита система V2X («Технология связи V2X использует WLAN и работает непосредственно между транспортными средствами V2V ( vehicle-to-vehicle ) и инфраструктурой» — прим. ред.), а также не решен вопрос цифровизации дорожных карт».
Напомним, что в следующем году в России могут принять закон о беспилотных автомобилях, об этом сообщил депутат Госдумы Денис Кравченко. «В Арктике на испытаниях беспилотного автомобиля не было аварий и сбоев, при этом машины прошли 2 500 километров», — сказал Денис Кравченко. Депутат отметил, что законодательство нужно сделать максимально гибким и готовым к внедрению инноваций. Это позволит ученым и инженерам не терять время при тестировании разработок.