Перспективы троллейбуса как городского вида транспорта

Троллейбус рано сбрасывать со счетов как отдельную систему городского пассажирского транспорта общего пользования. За 2018 год троллейбусный парк существенно обновился в Севастополе, Тольятти, Санкт-Петербурге, Мурманске и других городах. Всего за 2018 год в 13 городах Российской Федерации поставлено 119 единиц троллейбусов.

Это касается только новых троллейбусов производства завода Тролза, УТТЗ, ВМЗ и БКМ. Вместе с тем, часть троллейбусов, бывших в употреблении на территории города Москвы, была поставлена в более мелкие города, имеющие развитую систему троллейбусного движения, в частности город Березники, Йошкар-Олу, Ростов-на-дону, Рязань и Ульяновск. Кроме того, в некоторых субъектах Федерации произошел внутренний трансфер отдельных систем транспорта из более крупных городов (региональных центров) в более мелкие региональные города. В частности, запланирована поставка выбывающих из эксплуатации в городе Перми троллейбусов для передачи их в город Березники, где традиционно широко развита сеть троллейбусного движения и исторически отсутствовал трамвай. В частности, это направление внутрирегиональных трансфертов отдельных систем транспорта представляется наиболее перспективным направлением и позволит более мелким городам, исторически не имеющим, кроме троллейбусов, другого электрического транспорта, поддерживать троллейбусные системы в удовлетворительном состоянии за счет передачи подвижного состава из более крупных городов, где кроме троллейбусов функционируют и другие системы электрического транспорта (такие как трамвай и метро).

Следует крайне сдержанно оценивать возможности развития троллейбусного движения в городах Российской Федерации в глобальном масштабе, как и увеличение доли троллейбусов в общем количестве подвижного состава городского пассажирского транспорта общего пользования, как и их доли в обслуживании пассажиров. Основной сдерживающий фактор на пути развития троллейбусного движения в городах связан с морально устаревшей троллейбусной инфраструктурой, в частности подвесной контактной сети, элементов стабилизации и поддержки, элементов их крепления и стабилизации технического состояния спецучастков, стрелок, а также сопряжений троллейбусных контактных сетей с трамвайной контактной сетью и другой транспортной инфраструктурой.

Глобальное реформирование и техническое перевооружение действующей троллейбусной инфраструктуры невозможно в рамках существующих бюджетов муниципальных образований, что вынуждает откладывать серьёзную реконструкцию и заниматься содержанием и ремонтом той инфраструктуры, которая исторически сложилась в каждом конкретном городе. И чаще всего это происходит силами предприятия электрического транспорта именно того же города, где она эксплуатируется. Это обстоятельство делает невозможным закупку подвижного состава троллейбусных систем импортного производства в отличие, например, от закупок трамвайных вагонов импортного производства. Согласованная работа троллейбусной инфраструктуры и подвижного состава требуют более жестких технических условий на сопряжение инфраструктуры подвижного состава в отличие от трамвайных систем, где такая эксплуатация возможна с подвижным составом различных производителей, в том числе и импортных производителей. Хочется надеяться, что в будущем троллейбус займет в российских городах свою уникальную нишу как городского электрического транспорта общего пользования в тех городах, где он является единственным видом электрического транспорта.

2 thoughts on “Перспективы троллейбуса как городского вида транспорта

  1. Не понимаю почему троллейбус проигрывает трамваю. В городе Пермь окончательно победил трамвай. Если рассматривать в плане содержания дорожной сети, троллейбус должен выигрывать. Он использует ту же дорожную конструкцию что и автомобиль. Контактная сеть есть и у трамвая и у троллейбуса. Для организации движения трамвая необходимо выделить отдельную полосу для движения дорогой городской земли. По трамвайным путям нельзя организовать движение автомобилей. Да, можно выполнить в одном уровне рельсы и проезжую часть автомобильной дороги, но при большом трафике движения (на шипованой резине) сопряжения рельсам и асфальтобетона быстро перестаёт удовлетворять ребованиям безопасного движения. По моему мнению, троллейбус для городских автомобильных дорог, более приемлем.

    1. Проблемы троллейбуса, как и многих технических систем, — в инфраструктуре. Троллейбусная инфраструктура требует к себе внимания. Она довольно сложная. В России технологии не развивались последние 50 лет. В России нет ни одного завода, кто бы выпускал троллейбусную инфраструктуру.
      В связи с этим, в частности, в российских городах невозможно использовать иностранную троллейбусную технику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика