Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях России — не только социальный проект, призванный поднять качество жизни вне города. Согласно отчету Счетной палаты, на начало 2020 года только 44,2 процента региональных дорог соответствовали нормативным требованиям. «Проверка показала, что в среднем на содержание 1 километра дорожной сети федерального значения в 2019 году приходилось 2,2 миллиона рублей, а на содержание региональных дорог — 288 тысяч. В целом на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось менее трети от нормативной потребности», — отметил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. Переломить ситуацию призваны майские указы президента: к 2024 году требуется увеличить долю общей протяженности региональных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, не менее чем до 50 процентов. Один из нацпроектов, заложенных для выполнения этой задачи, — «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в состав которого входит федеральный проект «Дорожная сеть». Однако еще при обсуждении заявленных планов федерального проекта эксперты Общероссийского народного фронта предупредили, что настоящего прорыва в улучшении качества дорог дождутся жители не всех регионов. Паспорт федерального проекта предполагает, что прорыв в увеличении доли сельских дорог будет у пяти регионов. Так, для Кировской области запланирован рост с 24 процентов в 2017 году до 50,2 процента в 2024-м; для Костромской области — с 20,2 до 50; для Республики Алтай — с 19 до 50; для Ненецкого автономного округа — с 17 до 63,1; для Калмыкии — с 11,8 до 50 процентов.
Игорь Шкопинский, вице-президент «Союз проектировщиков России» рассказал, почему необходимо обеспечение транспортной доступности для малонаселенных территорий: «В настоящий в РФ ежегодно вводится 365 тысяч квартир в многоквартирных и жилых домах и 270 тысяч индивидуальных жилых домов. Весь этот объем требует обязательного транспортного обеспечения, если мы хотим достигнуть пространственного развития по стратегии, которая утверждена Правительством. Для достижения целевых показателей, которые обозначены в указах Президента необходимо опережающее развитие транспортной инфраструктуры. Перед сообществом градостроителей стоит не просто глобальная задача по предоставлению комфортных условий жизни в современном городе, но и задача по устойчивому развитию территорий России. Уплотненная застройка и программа реновации нам таких возможностей не предоставляет, а строительство индивидуальных жилых домов как раз требует транспортного обеспечения свободного под застройку территорий. Решением этой проблемы должно стать преобразование улично-дорожной сети, а именно транспортное обеспечение территорий, новых жилых массивов, за пределами агломераций, дорогами общего пользования с твердым покрытием. Улично-дорожная сеть и транспортная доступность в жилищном строительстве характеризуются слабой и отложенной обеспеченностью и обусловлено это масштабами страны, утратой ранее заселенных внутренних пространств, высокой стоимостью строительства и эксплуатации автомобильных дорог, неоднородностью и дисгармонией существующей жилой застройки. Обеспечение транспортной доступности я считаю — приоритетом, потому что она является драйвером экономического роста. Импульс развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей пространственное развитие территорий, может дать определение приоритетных регионов, где будет производиться зонирование и выработка современных стандартов транспортной политики. Приведу в пример Волгоградскую область, где в рамках федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий» освоено порядка 270 млн рублей, 36 домов обеспечено дорогой с твердым покрытием в 2 км».
-Что даст строительство дорог на малонаселенных территориях, в селах, деревнях?
«Мы ожидаем от транспортного обеспечения в сфере малоэтажной комплексной застройки прежде всего роста капитализации и градостроительной ценности территории, прилегающей к зоне застройки, увеличения объемов привлекаемых инвестиций в развитие инфраструктуры, роста экономической активности населения, улучшение качества миграции трудовых ресурсов, повышение эффективности использования земельных участков для массового жилищного строительства и самый важный момент для экономики страны — увеличение налоговой базы муниципалитетов и увеличение бюджета. К слову, в 1980-ых годах по заказу Конгресса США были проведены исследования, которые показали, что отсутствие в истории прецедентов успешного развития страны без опережающего формирования транспортных сетей, то есть, оно невозможно. Установление взаимосвязи между развитием опорного каркаса автомобильных дорог и увеличением территорий поселений является пропорциональным, таким образом, задача увеличения территорий поселения Российской Федерации, которая на данный момент поставлена правительством, с 1,2% до 3% площади страны напрямую связана с реализацией федеральных целевых программ «Устойчивое развитие сельских территорий» и «Развитие транспортной системы России». Самое важное, чтобы инструменты реализации были прозрачными, с подробным анализом эффективности освоения федеральных средств по решению задач, установленных Правительством».
«Именно от состояния дорог в регионах прежде всего и зависит развитие села, – считает Александр Васильев, депутат Государственной думы, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ. – Именно хорошие дороги и делают доступными для жителей школы, больницы, магазины. У людей должен быть стимул проживать в селах. Если не будет дорог, никаких молодых специалистов работать в село не заманишь. К сожалению, до сих пор некоторые направления у нас в ужасном состоянии, а в отдельных местах дорог вообще, можно сказать, нет». По словам Васильева, ОНФ будет добиваться того, чтобы строительство и ремонт дорог обязательно включались в программы развития села. Поскольку только такими комплексными мерами мы поможем восстановить сельские территории», — говорил депутат при обсуждении проекта «Дорожная сеть».
Отметим, что проект «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» также является важнейшей составной частью госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Непосредственное участие в создании госпрограммы принимали регионы, органы местного самоуправления и, что очень важно, сами сельские жители. В результате в заявочной кампании на 2020-2021 годах принял участие 81 регион. Адресное распределение средств в рамках ведомственного проекта позволяет регионам более активно включаться в модернизацию дорожной инфраструктуры российских сел и поселений.
Вам могут быть интересны публикации: