Новые виды мобильности, такие как электросамокаты, дают жителям городов возможность сократить использование личного автомобиля, особенно — на непродолжительные поездки. В то время как новые виды мобильности могут предложить транспорт с нулевым или низким уровнем выбросов углерода, они могут оказывать повышенное давление на безопасные пешеходные пространства, а их распространение в городских районах создает новые проблемы для безопасности как самих пользователей, так и для пешеходов и водителей автомобилей. В большинстве Европейских стран передвижение на электросамокатах и иных средствах индивидуальной мобильности разрешено исключительно в специальных зонах и строго запрещено на тротуарах и, тем более, проезжей части. В России, несмотря на быстро растущее количество негативных инцидентов с участием электросамокатов, пока не придумали единого регулирования.
Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при Правительстве РФ по регуляторной гильотине в сфере безопасности дорожного движения, рассказал, как должно регулироваться движение на электросамокате в рамках круглого стола «Самокатам закон не писан?»:
«Первая попытка урегулировать движение электросамокатов возникла на рубеже 2018-2019 года. Минтранс подготовил поправки в ПДД, на которые я написал отрицательное заключение. Причинами написания такого заключения стало то, что Минтранс предпринял попытку не урегулировать использование электросамокатов, а узаконить тот бардак, который существовал на момент написания поправок. Я должен заметить, что меня вполне устраивает та терминология, которая сложилась в правилах дорожного движения и в других нормативных актах. Те, кто говорят, что пользователи электросамокатов являются пешеходами — зомбируют население, пользуясь тем, что в ПДД в пункте 1.2 в термине «пешеход» идет упоминание, что пешеход может передвигаться на роликовых коньках, самокатах и иных аналогичных средствах. При этом, экспертное сообщество хорошо знает, что правила дорожного движения в нынешнем состоянии — правовой дуршлаг, в котором используется огромное количество субъективных фраз и понятий. В правилах не указан принцип аналогии «иных аналогичных средств». Аналогичных чему? Говорить о том, что пользователь самоката в любой его мощности является пешеходом — неправомерно. Я готов признать, что можно попытаться пока подумать, что электросамокат до 250 Ватт — это велосипед. В описании велосипеда указывается двухколесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой лиц, размещенных на нем преимущественно путем кручения педалей или, приводимое в движение электродвигателем, который в режиме постоянной нагрузки развивает мощность до 250 Ватт. Беда процесса заключается в том, что ФЗ №96 ст. 25 ч. 20 говорит: «классификация ТС устанавливает федеральными документами по техническому регулированию, а нашим основным федеральным документом по техрегулированию является техрегламент таможенного союза». В пункте техрегламента 1.1 указывается категория L1-мопеды — все, что движется с мотором, включая электрические до 4 кВт. В моем сознании в нынешней редакции мы имеем дело с достаточной правовой определенностью и оцепенением ГИБДД, которое решило не читать ФЗ о безопасности дорожного движения. То, что сейчас происходит в Санкт-Петербурге — попытка достичь в условиях правового оцепенения надзорного ведомства консенсуса, который не навредит тем, кто хочет пользоваться этим транспортным средством. В моем понимании, передвигаться на электросамокате до 250 Ватт необходимо по правилам велосипеда с жестким техническим регулированием скорости через процедуру одобрения типа. Если электросамокат мощнее 250 Ватт — это мопед, который обязывает передвигаться в каске, с водительским удостоверением и по проезжей части. Я считаю необходимым добиться, чтобы пользователи при открытии приложения предъявляли водительское удостоверение. Кто-то говорит, что это сильно ограничит пользование кикшерингом. Но я сомневаюсь, сейчас у большинства представителей молодежи в городах водительское удостоверение есть. Это позволит хотя бы для себя понимать, что человек, берущий в аренду электросамокат осведомлен о правилах дорожного движения».
Напомним, что на прошлой неделе сотрудники правоохранительных органов провели обыски в кикшеринговых организациях Санкт-Петербурга. Речь идет о компаниях Whoosh, Molnia, Bolt, Scoobee, Red Wheels. Следственные действия проводились «с целью отыскания и изъятия предметов и документов, представляющих интерес для следствия» и были связаны с возбужденным ранее делом по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. 5 июня стало известно, что Министерство транспорта России занимается разработкой правил пользования и определением правового статуса электросамокатов и сегвеев.8 июня Минтранс России предложил запретить использование электросамокатов тяжелее 35 кг на тротуарах. Такие поправки в ПДД Минтранс обсуждает совместно с МВД.
Читайте далее: