Основные векторы развития транспортной науки и технологий. Создание высокоскоростного поезда в Российской Федерации.

Прошлое и будущее железнодорожного транспорта и создание высокоскоростного поезда обсудили на совместной пленарной дискуссии Российской академии транспорта и Российской академии наук в ходе XVI Международного форума и выставки «Транспорт России».

Исчерпал ли себя уже концепт поезда как чего-то тяжелого, железного, мчащегося по рельсам с помощью колеса или нас все таки ожидает переход на магнитную левитацию, гибрид самолета с поездом или вакуумные тоннели и т.п.?

Президент Российской академии транспорта, д.т.н. Мишарин Александр Сергеевич:
Сегодня знаменательный день для транспортной науки и образования, в рамках главного отраслевого форума страны происходит пленарная дискуссия вместе с Российской академией наук, отраслевыми министерствами, Российской академией транспорта, ведущими научными центрами и университетами. Это как раз показывает признание транспортной науки. Транспортная наука – это результат синергии научных знаний разных областей, таких как физика, математика, информатика, экономика, социология, бионика, биология. Сегодня действительно новые технологии используют принципы и закономерности, заложенные природой. Существующая уже тысячи лет на земле бионика находит свое отражение на транспорте. Например, искусственный интеллект, искусственное зрение, крыло самолета, которое взято от бабочки или птицы, это все живые транспортные системы, о которых мы сегодня ведем речь.

История наша она очень знаменательна выдающемуся ученому.  Начиная с Ивана Кулибина, который изобрёл водоход (речное судно, которое позволяло двигаться против течения) и изобрёл он его после того как увидел рабский труд бурлаков на Волге. И он впервые предложил моделирование мостов. Или Черепановы (ред. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы (отец Ефим (1774—1842) и сын Мирон (1803—1849)), которые были основоположниками создания первого паровоза и железной дороги в России. Именно российскими учеными впервые был создан паровоз. Это технологический суверенитет — это результат работы. Или Сикорский Игорь Иванович,  создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год). На основании этого начала развиваться авиация и много другое. И сегодня такие ученые они здесь есть, в зале. Они работают в лабораториях, создают новые продукты. Например, высокоскоростной поезд. О них еще не знают, но Кирейцев, Галахов, Спаев, Брексон — это те люди, которые сегодня работают конструкторами. Все русские, не смотря на фамилии. Но это создатели будущего высокоскоростного поезда, который уже в ближайшее время появится. Роль транспортной науки большая и мы благодарны, что сегодня в Российской Академии Наук создан совет и я уверен, что в будущем будет создано отделение.

Мы сегодня находимся в период глобальных изменений. Я приведу цитату министра финансов Егора Францевича Канкрина, 1840-й год — это как раз тот период, когда решается вопрос о строительстве первой железной дороге. «Предположение покрыть Россию сетью железных дорог есть не только мысль, превышающая всякую возможность, но одно сооружение таковой дороги до Казани можно почесть на несколько веков преждевременным. При этом невозможно допустить употребление на дорогах парового движения, так как это повело бы к окончательному истреблению лесов, а между тем каменного угля в России нет. С устройством железных дорог останутся без занятий и средств прокормления крестьяне, ныне занимающиеся извозом», — говорил Канкрин. Адаптируя на сегодняшний день, конечно можно сказать, что и уголь в России есть и крестьяне живут. И если говорить о беспилотном вождении, то такая дискуссия продолжается. Но отдать ему должное, министру финансов. Он сделал казначейские обязательства, он их ввёл, обосновал и укрепил золотом и серебром, выпустил это облигацией. И за эти облигации в течение сорока лет построена вся сеть железных дорог европейских в Европе, а еще через двадцать лет построен Транссиб на принципах государственного частного партнерства. То есть с одной стороны не верил, а с другой стороны создал механизм. И вот это колоссальный пример государственного частного партнерства, благодаря которому Россия стала Российской Империей, стала индустриальной страной, которая позволила новейшие технологии. Таких примеров у нас в России много. И возвращаясь к транспорту, к науке, то я бы здесь выделил 3 вектора на которых сегодня двигается транспортная наука и технологии. Первый вектор — это увеличение скорости. Скорость не только за счет увеличения мощности привода, не только за счет использования новых материалов. Когда мы говорим о скоростях больше 400 км/ч, то нам нужно говорить о сопротивлении воздуха. В авиации этот вопрос решается за счет высоты, здесь, когда мы говорим о высокоскоростном движении, нужно говорить об этом. И тогда мы можем говорить о магнитной левитации, вакуумных тоннелях и т.д. Движение в разряженной среде — это сегодня вызов науке в целом и в транспорте в частности. Второй вектор — это связность. Жители Московского региона в транспорте и в ожидании его в год проводят около 14-16 миллионов часов. Причем половину времени мы находимся в ожидании этого транспорта. А если еще добавить путь к остановкам, то это 20 миллионов часов. Создание системы, которая бы позволяла бы связать между собой все виды транспорта. Беспилотный автомобиль помогает выехать из двора, а дальше встать на выделенную полосу. А сегодня мы платные дороги делаем, но что мы делаем для выделенной полосы беспилотного транспорта это вопрос. Создать модели пассажиропотока — это колоссальная задача связности видов транспорта и связности управления транспортными средствами. Например, виртуальная сцепка. Третий вектор — экология. Это не только выбросы, не только водород, это ещё и шум. Почему все вокзалы сейчас в центре города? Они строились все на окраине. Было выгодно, а потом все начали сроится вокруг вокзалов и они оказались в центре. Почему сегодня аэропорты вынесены? Потому что шум самолета не приемлем для человека. Как только будет решен вопрос шума аэропорта, то я уверен, что земля вокруг аэропорта будет самой дорогой.

Что касается левитации и всего… Железная дорога исчезнет тогда же, когда исчезнет автомобильная дорога и вообще все дороги. Левитация это преодоление гравитации, только за исключением самолетов, которые опираются на воздух. Магнитная левитация — это один из способов, это перспективное направление, которое нужно развивать. Но оно имеет преимущество при определенных скоростях. Сегодня одна из главных проблем вообще транспортной системы это отсутствие эффективной транспортной системы в России со скоростью 300-400 км/ч.  Создание железнодорожной высокоскоростной системы , а потом может и левитационной магнитной или еще какой-то — это важнейшая задача. Президент сказал, что такую задачу нужно решать и сегодня к ней приступили, надеюсь, что в скором времени мы увидим результат. Наше министерство финансов создает механизмы как в свое время Канкрин.

В заключении своего выступления Александр Сергеевич поздравил всех с наступающим днём транспортников и пожелал здоровья, удачи и Российской науке быть впереди, а также активного сотрудничества с Российской Академией Наук.

Читать далее:

Энергоэффективность новых технологий в транспортной сфере и причины возможного энергетического коллапса в будущем. Проблемы и решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика