Как известно, автомобильная шина практически не подвергается внешнему воздействию и разлагается очень медленно — от 120 до 140 лет. При производстве шин используют синтетические полимеры, каучуки, примеси смолы, сажу, кремниевую кислоту, технический углерод — все эти компоненты вредны для человека и окружающей среды. Ежегодно в России выбрасывается более миллиона тонн изношенных автомобильных шин. Основной способ их утилизации — захоронение на специальных полигонах, но с 2019 года это запрещено.
Директор Ассоциации «Шиноэкология» Евгений Кренц рассказал про опыт организации обращения с изношенными шинами в Российской Федерации:
«Проработка шин, как одного из самых массовых отходов автотранспортной деятельности, на проятжении всего времени рассматривалась руководством страны как самостоятельное направление и отдельная подотрасль утилизации отходов. В 2011 году по поручению Минпромторга России была выполнена научно-исследовательская работа «Разработка предложений по корректировке и созданию нормативно-правовой базы в области переработки и утилизации изношенных шин в Российской Федерации». Вообще, старейший завод Чеховский занимался переработкой шин с 1939 года — он восстанавливал около 500 000 штук шин ежегодно. В 1998 году был принят закон об отходах производства и потребления, в котором основная тяжесть и ответственность утилизации была возложена на потребителей. В результате утилизаторы и переработчики шин остались без сырья. Только в 2014 году Федеральным законом № 458-ФЗ введена ответственность производителей и импортеров за утилизацию отходов от использования товаров. Через два готова началась фактическая реализация принципа расширенной ответственности производителей и импортеров. Для самостоятельного обеспечения выполнения нормативов утилизации отходов от использования шин производителями и импортерами шин была также создана Ассоциация «ЭкоШинСоюз». За период с 2016 по 2021 год создана и развивается система сбора, транспортирования, обработки и утилизации шин, которая обеспечила устойчивое развитие отрасли. Доля утилизации шин в Российской Федерации увеличилась с 15 до 40% от объема их образования и опережает нормативы утилизации, установленные для данной группы товаров. В 2020 году предприятиями отрасли было утилизировано около 400 тысяч тонн отработанных шин при объеме реализации шин в 2019 году — около 872 тысяч тонн. В 2022 году планируется увеличение мощностей по утилизации отработанных шин до 500 тысяч тонн. Дальнейшая модернизация действующих предприятий по утилизации шин обеспечит достижение до 2028 года целевого показателя утилизации шин — 87%».
Отметим, что переработка шин во всем мире считается достаточно прибыльным делом — ежегодно в среднем из 20 млн тонн перерабатывается около 40% — 8 млн тонн. В лидерах — Европа, США, Канада, Китай, Япония, Южная Корея. Еще год назад «Российский экологический оператор» заявлял, что рынок утилизации шин теряет в год до половины своего оборота из-за компаний, фабрикующих отчеты об утилизации без реальной переработки покрышек. Обеспечить прозрачность и честность работы всех участников рынка утилизации планируют посредством электронной системы.
Читайте далее: