«Сибирский меридиан»: особенности проекта

Сегодня Российские власти обсуждают новое масштабное строительство. Речь идет о создании транспортного коридора Арктика — Сибирь — Азия. Проект получил название «Сибирский меридиан». По нему до 2035 года собираются наладить грузоперевозки по железной дороге из портов на севере страны в Китай, минуя Транссибирскую магистраль (Транссиб). Международный транспортный коридор Арктика — Сибирь — Азия «Сибирский меридиан», по предварительным расчетам, обойдется в 4,93 триллиона рублей. Данный мегапроект позволит разгрузить транссибирскую магистраль, более того — высвободит путь для пассажирского движения, которого так ждут местные жители. Несмотря на то, что проект требует вливания внушительных средств, он станет ключевым транспортным связующим страны.

 Директор АНО «Экспертный центр-проектный офис развития Арктики» Игорь Павловский рассказал о перспективах планируемого железнодорожного сообщения и о том, почему «Сибирский меридиан» важен не только для арктического региона, но и для России в целом.

«Россия — категорически бедная страна на удобные выходы в мировой океан. Со стороны балтики располагается Дания, в Черном море извечные проблемы с проливами Босфор и Дарданелла, а в порты на дальнем востоке заперты Японией и Южной Кореей с двух сторон. Идея построить железную дорогу, которая бы выводила грузы из центральной России в сторону северного ледовитого океана обсуждается давно. Сталинский проект железной дороги в Арктике в высоких широтах был призван решить эту задачу, но с теми ресурсами и технологиями реализовать такую идею было невозможно. В октябре 2019 года, выступая на пленарном заседании Клуба «Валдай» президент России заявил, что маршрут Арктика-Сибирь-Азия — перспективный. Весной 2020 года стало известно о том, что концепция строительства транспортного коридора «Сибирский меридиан» готова, тогда же появилась и первая конкретика. Планировалось, что проект будет построен к 2035 году, однако сейчас профильные эксперты считают, что с учетом нынешних условий дорога не будет построена ни к 2035, ни, возможно, даже к 2040 году. «Сибирский меридиан» должен представлять собой двухпутное электрифицированное железнодорожное кольцо, которое соединит Салехард, Надым, Уренгой, Сургут, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Ярославль и Обскую. В числе ключевых задач проекта — разгрузка транссибирской магистрали и освобождение пути для пассажирского потока. Кроме того, появление новой дороги позволит развить Арктический транспортный узел. Так, Ангаро-енисейский макрорегион имеет все предпосылки стать мощным мультимодальным транспортным хабом. РЕализация концепции «Сибирский меридиан» позволит кардинально изменить экономику и логистику грузовых железнодорожных перевозок с сокращение сроков перевозок за счет сокращения времени движения поездов по маршруту. Но основная цель строительства «Сибирского меридиана» гораздо шире — налаживание регулярных наземных перевозок между югом и севером, портами Индийского и Тихого океанов и портами Севморпути. Железная дорога должна стать связующим сухопутным звеном между крупнейшими мировыми портами. Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность и необходимость этого проекта, однако, к сожалению, пока вокруг «сибирского меридиана» есть только активный медийный шум. Основным маркером успешности инфраструктурного проекта является то, включен ли он в план развития магистральной инфраструктуры до 2024 года и в долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2024 года. «Сибирского меридиана» нет ни в одном из этих документов. Крупные проекты в Арктике — это не про быструю прибыль, это стратегическое развитие на долгие годы. К сожалению, пока чиновники не отойдут от рыночных принципов развития арктического региона Российской Федерации, ничего не изменится». 

Стоит отметить, что развитие транспортных систем – приоритетная задача для страны, однако рыночные принципы, о которых говорил Игорь Павловский действительно мешают подобным стратегическим проектам. Так, например, в Китае железнодорожная система развивается  независимо от того, прибыльна ли она, в большей мере местные чиновники оценивают социальные эффекты от строительства.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика