Во вторник, 5 апреля 2022 года, состоялся XIII форум инновационных технологий InfoSpace на площадке Цифрового делового пространства в городе Москве. Целью Форума InfoSpace 2022 — является расширение возможностей инновационного партнерства государства, науки и бизнеса, изучение стратегических задач сотрудничества и эффективных путей максимального привлечения предприятий и частных инвесторов к совместной реализации государственных программ по развитию инновационной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
В рамках сессии «Современные транспортные технологии: мультимодальность, цифровизация, городская среда» спикеры обсудили в том числе пути развития транспортной отрасли в ближайшем будущем.
Константин Трофименко, Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, рассказал о новых подходах к цифровизации транспортных систем городов:
«В новых условиях долгосрочных санкций и геополитического противостояния, становится актуальным пересмотр полхода к формированию Умных городов в целом, и процессам цифровизации транспорта в частности. Теперь необходимо обратить фокус на безопасности с точки зрения внешних вредоносных воздействий — необходимо исходить из 100% вероятности их возникновения, соответственно все внедряемые технологии цифрового транспорта должны проходить проверку на безопасность. Во-вторых смещается фокус на импортозамещение — как текущем, необходимым для продолжения бесперебойного функционирования критической инфраструктуры транспорта, так и долгосрочном — для выстраивания процессов внедрения цифровых технологий с учетом полной импортонезависимости цепочек оборудования и программного обеспечения. В-третьих, значимым становится энергосбережение — в условиях ограниченности муниципальных ресурсов и необходимости экономии», — отметил спикер.
Кирилл Жанайдаров, руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково» рассказал о грядущей автоэволюции:
«Развитие беспилотных автомобилей идет в двух направлениях: дооснащение привычных транспортных средств искусственным интеллектом и другими интеллектуальными системами и создание кардинально новой машины будущего, полностью беспилотной, без привычных автомобилистам механизмов управления. Современный софт на существующие машины устанавливают «Яндекс», StarLine, BaseTracK, МАДИ—«МосТрансПроект», SberAutoTech. При этом SberAutoTech пошел и по второму пути, представив на ПМЭФ-2021 автономный автомобиль потенциально 5-го уровня беспилотности «Флип», то есть без руля, без педалей, без коробки передач. Правда, сегодня вывести на улицу такой автомобиль вряд ли возможно по целому ряду причин. Вероятно, мы придем к этому несколько позже, на горизонте 10–15 лет. Существует еще и беспилотный рельсовый транспорт: поезда, трамваи, метро. В Париже, например, уже несколько линий метро полностью переведены на беспилотный режим. А в Москве идет работа над проектом по автоматизации трамвая, который совместно реализуют «Яндекс» и городской департамент транспорта. Кроме того, человек строит планы по освоению воздушного пространства, и в «Сколково», например, уже есть проект аэротакси «Ховер»».
Напомним, что форум InfoSpace с 2010 года является одной из самых авторитетных, открытых дискуссионных площадок, посвященных теме инновационного развития экономики, нацеленных на совместный поиск государством, бизнесом и научным сообществом конструктивных решений в области формирования благоприятного инновационного климата в России и реализацию национального проекта «Цифровая экономика».