Популярность развития сервиса каршеринга в России стремительно растет. Операторы каршеринга появляются в новых городах России. В конце 2018 года в Перми начал работать оператор каршеринга VoronaCar. Об этом можно читать здесь.
В чем специфика бизнес модели каршеринга в России, насколько сейчас велика маржинальность этого бизнеса, как можно охарактеризовать ключевых игроков каршеринга в России, какие факторы будут определять развитие каршеринга в России и о многом другом, мы узнали у старшего руководителя проектов по оценке по направлению «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG Анастасии Минаковой.
В чем специфика бизнес модели каршеринга в России? Как можно оценить объем рынка в деньгах? Правда ли, что некоторые игроки работают сейчас в убыток с целью застолбить место на будущее?
В крупнейших городах России сформировалась великолепная среда для развития каршерингового сервиса – стоимость владения собственным авто растет, вводятся платные парковки, проводится государственная поддержка, направленная на снижение плотности транспортных потоков. Маржинальность каршерингового бизнеса определяется высокой конкуренцией и зависит от количества машин в автопарке и времени нахождения компании на рынке. Так, у каршеринговых компаний столицы в автопарке более 300 машин, а маржинальность выше, чем у небольших операторов, поэтому они могут себе позволить более гибкий подход к акциям/скидкам, например, в «часы пик». Высокая конкуренция позволяет компаниям совершенствовать свой бизнес, ее ключевым элементом является высокая клиентоориентированность, грамотная маркетинговая стратегия, а также эффективность IT-платформы.
Как можно охарактеризовать ключевых игроков каршеринга в России? Каким образом развивается между ними конкуренция? Что игроки делают, чтобы привлечь к себе конкурентов?
Уже сейчас можно выделить тройку лидеров сервиса, причем доля каждого из них на рынке составляет около 20%: Делимобиль, Яндекс.Драйв, BelkaCar. За ними с долей в 10% следуют AnyTime и YouDrive. Борьба сервисов за клиента ведется через тарифы в стремлении увеличить время использования каждого автомобиля. Как уже отмечалось, одним из основных элементов конкурентной борьбы является используемая IT-платформа. На примере такого гиганта, как Яндекс, можно наблюдать в действии динамическую систему изменения тарифов. Помимо этого, конкурентным преимуществом является бонусная система за лояльность, а также минимальные штрафные санкции при повреждении авто или нарушении ПДД (например, при эвакуации авто по вине арендатора).
Какие факторы будут определять развитие каршеринга в России? Будет ли он расти, будет ли здесь консолидация — слияния и поглощения? Какие интересные тренды наблюдаются сейчас, есть ли российская специфика? Какие препятствия и проблемы?
Ключевыми факторами дальнейшего роста каршерингового бизнеса будет являться количество машин сервиса, приходящихся на каждого жителя – по данному показателю только в Москве можно прогнозировать 2-3-кратный рост до уровня европейских мегаполисов. Вместе с тем, стратегия развития бизнеса в регионах может быть успешной, если уделит отдельное внимание среднему уровню доходов населения.