Борьба с транспортной дискриминацией населения

Повышение транспортной доступности декларируется как одна из приоритетных целей в Транспортной стратегии РФ, проекте Стратегии пространственного развития РФ, целевых программах развития транспорта и прочих стратегических документах федерального и регионального уровней. Транспортная доступность регионов определяется как доступность центров субъектов Российской Федерации. Дальнейшее описание относится к субъектам РФ, однако оно применимо и для более мелких единиц административно территориального деления. Расчет показателя транспортной доступности регионов РФ включает несколько
этапов: определение времени в пути, определение стоимости проезда, определение соотношения видов транспорта.

Есикова Татьяна Николаевна к.э.н., ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук рассказала, что такое транспортная дискриминация и существуют ли способы борьбы с ней.

«Оценка опорно-транспортной сети чаще всего осуществляется с позиции обеспечения транспортной доступностью территорий страны и отдельных ее регионов. Термин «транспортная доступность» встречается в литературе, посвященной проблемам транспортного развития регионов и страны. Только в России для оценки транспортной доступности за последний век было предложено и использовано порядка 60-70 различных параметров и показателей. Следует отметить, что термин «транспортная доступность» приобретал разное значение на разных этапах развития транспортной мировой системы. В последнее время, особенно в западной литературе, под транспортной доступностью понимают создание удобной среды для человека в его повседневной деятельности. Оценку опорной транспортной сети необходимо осуществлять не только с позиции обеспеченности транспортной доступности территорий, страны и ее отдельных территорий, но и с позиции преодоления транспортной дискриминации населения регионов. Такая проблема оценки транспортных сетей актуализировалась в последнее время и это обосновано несколькими факторами: глобализация мирового пространства, развитие транспортных путей, развитие транспортных средств, интернета и цифровизация. Для России проблема транспортной дискриминации обусловлена двумя факторами: экономико-географическим положением страны и природно-климатическими условиями. Так, чтобы добраться с Чукотки до Москвы потребуется от 33 до 62 часов в дороге для преодоления 6,3 тыс. км. За 33 часа можно пролететь существенно большие расстояния, примерно 14, 5 тыс. км и попасть из Москвы в самую крайнюю точку Австралии. Второй фактор, который безусловно влияет на оценку транспортной дискриминации, природно-климатические условия. Опорно-транспортную сеть необходимо создавать адекватную тем условиям, которые имеются в отдельных регионах. 70% территории Российской Федерации — зона вечной мерзлоты. Прямые сопоставления с другими странами вообще невозможны. Аляска представляется таким же северным районом, похожим на регионы Российской Федерации, находящиеся в таких климатических условиях, однако средняя температура на Аляске существенно выше, чем в наших регионах Дальнего Востока. Это существенно усложняет процесс строительства дороги.

В России имеются транспортно-технические средства, которые позволяют создать современные транспортные пути, преодолевающие транспортную дискриминацию. Это амфибийные суда, экранопланы, тримараны, амфибийные гидросамолеты. Таким образом, проблема формирования опорно-транспортной системы, преодолевающей транспортную дискриминацию населения в регионах, не является неразрешимой. Необходимо грамотно обосновывать конкретные практические решения, показывая те проблемы, которые могут возникнуть в будущем при сохранении старого подхода к развитию территории. 

Проблема транспортной дискриминации все чаще начинает звучать в информационном потоке. Решение данной проблемы назрело, и мы надеемся, что мы вернемся к тем подходам оценки транспортной системы и развития территории, которые существовали в СССР в 80-ых годах».

Отметим, что вокруг Новосибирской агломерации уже построен Северный обход, в работе ─ участок Восточного объезда, до конца 2021 года будет получено заключение Государственной экспертизы на строительство трассы Р-254 «Иртыш». Замкнуть кольцо вокруг Новосибирска должен Южный транзит, который значительно расширит транспортно-логистический коридор в направлении запад-восток и север-юг, а также позволит разгрузить городские магистрали. Комплекс этих проектов до 2030 года позволит полностью сформировать транспортный каркас крупнейшей за Уралом агломерации и обеспечить связь не только между населёнными пунктами Новосибирска, но и прилегающими территориями.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика