Транспортная доступность северных регионов: низкие темпы развития

Развитие автомобильных дорог в районах крайнего Севера России является одной из приоритетных задач развития страны. Ледовыми и снежными дорогами пользуются в северных районах, в особенности, где отсутствует другая дорожная сеть. О том, как развивается дорожная сеть в таких сложных погодных условиях рассказал Сергей Копылов, к.т.н., доцент кафедры «Автомобильные дороги, аэродромы» Автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

«Из-за сложных погодно-климатических условий региона сезонные автомобильные дороги — автозимники — занимают особую роль. Без автозимников невозможно перевести товары жизнеобеспечения и грузы в отдаленные районы республики. Сезонные автомобильные дороги занимают около 70% протяженности от всей сети автомобильных дорог в республике Саха. Из 641 населенного пункта круглогодичной транспортной связью обеспечено около 200 населенных пунктов, а остальные — просто отрезаны от большой земли. Правительством республики ежегодно выделяются средства на капитальное строительство автомобильных дорог протяженностью около 50-60 км, тогда как в республике протяженность сухопутных автозимников составляет более 5 000 км.  Такими темпами, чтобы существующую сухопутную сеть автозимников сделать круглогодичной транспортной сетью, необходимо потратить около 100 лет. Сегодня вопрос о повышении транспортной доступности стоит очень остро. В существующем приказе Минтранса РФ №402 «О классификации дорожных работ» в разделе «ремонт и содержание» не упоминаются виды работ по ремонту сезонных автомобильных дорог. Отсутствие в классификаторе работ ремонта на автозимниках имеет негативное влияние на развитие транспортной доступности региона. Состояние автомобильной дороги напрямую влияет на жизнь местного населения. В осенний, летний и весенний периоды добраться из отдаленного района до центра муниципалитета затруднительно, порой — невозможно.  Зимой сезонные дороги приобретают дефекты, например, глубокую колейность, которую невозможность убрать в зимнее время. Весь грунт становится мерзлым, а подготовительные работы классификатором из приказа Минтранса РФ №402 предусматриваются только в летний период. Однако летом тяжелая техника не может доехать по автозимникам в связи с плохим качеством дороги. Изменение одного документа, одного раздела, позволило бы разрешить этот замкнутый круг и ряд вопросов Красноярского края, Республики Саха и Чукотского автономного округа. При том же уровне финансирования  республика может отремонтировать в 10-15 раз больше сезонных сухопутных автомобильных дорог, чем построить. В зарубежных странах ремонт сезонных автомобильных дорог — обязательное требование, так как без соответствующего ремонта земельного полотна и отсыпки так называемых «утонувших участков» нулевых отметок, невозможно сделать качественную сезонную дорожную сеть». 

Сергей Копылов отметил, что немаловажным аспектом является вопрос определения приоритетов при строительстве автомобильных дорог:

«В 1997 году по заказу департамента дорожного хозяйства республики Саха была разработана белая книга. В нее были включены пошаговые инструкции по развитию всей транспортной сети республики. В книге представлено два пути развития: придерживаться выделенного финансирования или делать упор на социально-экономические эффекты. Как выбрать из 5000 км автомобильных дорог, какой участок строить при ограниченном финансировании? Ситуация решается использованием математической модели, алгоритмов подсчета получения внетранспортного мультипликативного эффекта при строительстве автомобильной дороги в том или ином населенном пункте. Эта методика в условиях региона должна быть приоритетной, так как территория республики огромная, а действующие строительные нормы и правила по автомобильным дорогам говорят о том, что необходимо строить дороги отталкиваясь от интенсивности движения. Интенсивность движения в такой большой малонаселенной республике не может быть показателем, поэтому упор необходимо делать на потенциальный социально-экономический эффект».

С ноября 2020 года вступил в силу новый государственный стандарт, который устанавливает четкие требования к зимним автодорогам и ледовым переправам в арктических регионах. До сих пор зимники на Севере устраивали в основном по нормам, разработанным еще в советское время. С тех пор изменилось многое — от техники до климата. Стандарт разработан в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Главная цель — обеспечить безопасность дорожного движения на зимних трассах. В новых правилах прописаны все нюансы — от выбора местности до буксировки застрявшего транспорта. Так, максимальная скорость на зимнике может составлять 70 километров в час, на ледовой переправе — 20. Чем выше интенсивность движения, тем строже требования к трассе. Зимники надо оборудовать дорожными знаками, на часто заносимых дорогах должны дежурить тягачи. Крупные переправы требуют шлагбаумов, освещения, светофоров, биотуалетов и прочей инфраструктуры.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика