Влияние системы ЭРА-ГЛОНАСС на развитие общественного транспорта

«ЭРА-ГЛОНАСС» — российская государственная система экстренного реагирования при авариях, которая представляет собой распределенную инфраструктуру оператора (включающую в себя навигационно-информационную платформу, сеть передачи данных и сеть сотовой связи по принципу «виртуального оператора») и устройства (автомобильная система в терминах стандарта), устанавливаемые в транспортные средства. Какое влияние оказывает система ЭРА-ГЛОНАСС на развитие общественного транспорта, рассказал генеральный конструктор АО «ГЛОНАСС» Михаил Кораблев.

«На общественный транспорт оказала сильное влияние транспортная телематика в целом. Очень важно, что транспорт оснащается терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» — для экстренного реагирования на аварии. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает как оперативное получение информации о ДТП, так и ее быструю передачу в экстренные оперативные службы. Сегодня в случае срабатывания устройства вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» данные вместе с координатами транспортного средства передаются в экстренные службы за 19 секунд. Соответственно, наша кнопка SOS позволяет получить помощь как можно быстрее в ситуации, когда дорога каждая минута. Определенные категории автотранспорта оснащаются аппаратурой спутниковой навигации (АСН), которая через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» передает навигационную информацию как в интересах контрольно-надзорных органов, так и в интересах транспортных предприятий.

Вот пример применения телематических технологий. Раньше частой ситуацией были жалобы населения на то, что автобусы не выходят на маршруты или выбирают лишь «доходные» маршруты: короткие либо с большим количеством пассажиров. А на дальних маршрутах или на тех, где ездят в основном социально незащищенные категории пассажиров, транспорта не было. В то время как пассажирский транспорт для таких людей — единственная возможность попасть с окраины в центр города. Так вот контроль транспортной работы на базе технологий АО «ГЛОНАСС» позволяет ликвидировать подобное «транспортное неравенство». Фактически на основе наших технологий был создан полный набор средств для выполнения транспортной работы субъектом региона.

За последние годы существенно изменились технологии и системы оплаты проезда, появилась возможность дифференциация оплаты в зависимости от того, какое расстояние проехал пассажир. Кроме того, если раньше лишь при предъявлении паспорта можно было купить билет на поезд или самолет, то теперь это актуально и в сегменте междугородних автобусных перевозок. А недавно требование предоставления паспортных данных стало нормой даже в сервисе поиска попутчиков BlaBlaCar. И технологическая потребность здесь не главное: на первый план выходит вопрос контроля безопасности перевозок. Преступники, которые находятся в розыске, потенциальные террористы и другие нарушители закона теперь не смогут бесконтрольно перемещаться по стране. Изменения коснулись и систем контроля пассажиропотока: более точным стал подсчет количества пассажиров, появилась возможность анализировать и прогнозировать загрузку общественного транспорта. Транспортные компании получили возможность на основе этих данных вводить новые актуальные маршруты или сокращать те, где пассажиров совсем мало. Использование транспортной телематики на основе технологий АО «ГЛОНАСС» существенно упростило жизнь операторам общественного транспорта. Например, установка датчиков, осуществляющих контроль использования топлива, позволяет транспортным компаниям преодолеть проблему воровства. Такое решение окупается за полгода. Могут использоваться и другие датчики, следящие за тем, заведен ли двигатель, закрыты ли двери и т.п. Это повышает уровень контроля над транспортом, позволяет руководителю транспортной компании понимать, что происходит с каждой машиной в каждый конкретный момент.

Следующая значимая группа решений – это противоугонные системы. Если машина оборудована правильной системой на основе технологий ГЛОНАСС/GPS -вероятность обнаружения украденного транспортного средства приближается к 95%. Еще один большой технологический блок, который уже запущен и развивается, – страховая телематика. Это, во-первых, Европротокол, упрощенная регистрация ДТП без участия сотрудников полиции. С внедрением услуги на основе технологий ГЛОНАСС/GPS со специализированной аппаратурой на борту этот процесс будет автоматизирован. Машины попали в ДТП – нажали кнопки SOS — зафиксировали ДТП – через 10 минут все разъехались.

Второй блок задач страховой телематики – это «Умное страхование». Оно широко применяется в мире. В России о нем нужно говорить в связке с системой добровольного страхования КАСКО. Есть два основных принципа: «pay as you use» и «pay as you drive». То есть, «плати столько, сколько используешь автомобиль» и «плати так, как ездишь». Первый принцип предполагает, что у человека, который мало ездит на автомобиле и выбирает более безопасное время для поездок, будет ниже тариф на автостраховку. И наоборот. На Западе пошли еще дальше: учитываются даже погодные условия поездки; можно купить страховку на 1 поездку или на 1 день, выбрать стоимость страховки в зависимости от маршрута (чем более аварийные участки – тем она выше). А принцип «плати так, как едешь» направлен на то, чтобы водители-лихачи и нарушители ПДД получали бы страховку с повышающим коэффициентом. Телематическая система позволяет отслеживать резкие перестроения, частые ускорения и торможения, проезд лежачего полицейского на высоких скоростях и т.д. Все эти технологии позволяют сделать страхование более умным и более доступным.

Страховая телематика стала очень популярной в последние два года. Сегодня ее в России используют более 100 тыс. автомобилей. Технология, которая очень упрощает жизнь пассажиров – это цифровые дисплеи, демонстрирующие, сколько времени осталось до приезда общественного транспорта. Они активно внедряются в последние годы в Москве, но даже в столице пока есть не на каждой остановке. Процесс внедрения цифровых дисплеев распространится не только на Москву – они появятся и в крупных региональных центрах, и даже в небольших городах. В российских регионах сейчас наблюдается высокий спрос на такие решения. Нельзя обойти стороной и такой тренд, как беспилотный транспорт. Эта технология пришла и в московское метро, которое считается одним из самых безопасных в мире. Сейчас в Москве идет тестирование беспилотного трамвая. Если говорить о перспективах, то беспилотное управление сначала будет внедряться на рельсовом транспорте, потом постепенно распространится на другие виды общественного транспорта. Продолжится внедрение страховой телематики, услуг по оформлению Европротокола. Большие перспективы и у транспорта, использующего альтернативное топливо. Электромобили — это интересно, полезно и экологично. Будут развиваться сервисы удаленной диагностики транспорта. Сейчас надо приезжать в автосервис для того, чтобы понять, что машине нужен какой-то ремонт. В случае удаленной диагностики система сама подскажет водителю, что, например, через 1 тыс. км ему надо заехать в автосервис и поменять масло. А если эту информацию водитель проигнорирует, то через какое-то время система напомнит ему снова и порекомендует ближайший попутный сертифицированный автосервис, куда можно заехать, чтобы произвести необходимую манипуляцию.

Еще одна перспективная услуга – удаленная оплата топлива. Сейчас в часы пик при проезде по загруженным трассам можно видеть большие очереди на заправках, иногда люди стоят там по полтора часа. Некоторое время назад в тестовом режиме была запущена услуга, благодаря которой можно удаленно оплатить топливо на конкретной заправке через Яндекс Кошелек, а подъехав – сразу направиться к нужной колонке и заправиться. В результате время этой процедуры сильно сокращается. Такие сервисы будут развиваться, в том числе – в рамках нашей услуги «Помощь на дороге». Можно будет нажать на кнопку вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС», сказать: «Хочу заправиться», а оператор переведет вызов на автозаправку, где удаленно примут оплату и порекомендуют подъехать сразу к конкретной колонке. При этом водителю даже не придется выходить из машины. Удаленная диагностика, удаленная оплата топлива – всё это очень сильно сэкономит время тех, кто за рулем».

One thought on “Влияние системы ЭРА-ГЛОНАСС на развитие общественного транспорта

  1. А как же обещанная конфиденциальность ЭРА ГЛОНАСС?
    На мой взгляд в данной статье стоит упомянуть, что при разработке ЭРА ГЛОНАСС был акцент на конфиденциальность и невозможность для Большого брата следить за произвольным ТС, поскольку подключение к мобильной сети производится (декларировано) только при ДТП и инициировании вызова сами водителем.

    Поэтому всякая расширенная телематика ставит под угрозу принцип приватности личной жизни.

    насчет
    = Некоторое время назад в тестовом режиме была запущена услуга, благодаря которой можно удаленно оплатить топливо на конкретной заправке через Яндекс Кошелек, а подъехав – сразу направиться к нужной колонке и заправиться. В результате время этой процедуры сильно сокращается. =
    Если это будет не выделенная колонка — то кто же их пустит вне очереди из стоящих в очереди водителей? Это только создаст конфликтные ситуации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика