В этом году кикшеринговые компании отмечают троекратный рост числа пользователей электросамокатами по сравнению с прошлым годом. Аналитики компании «Яндекс Go» изучили основные характеристики поездок: маршруты и длительность, время использования. И пришли к выводу, что самокат используют чаще как транспортное средство, а не развлечение.
Как показывает исследование, в 80% случаев аренда стала транспортной, а не развлекательной целью. Как объясняют специалисты, развлекательные маршруты обычно длиннее и с более сложными маршрутами, согласно аналитике, самокаты чаще всего берут от точки А и едут в точку Б по самому короткому маршруту. Если за сезон 2023 года пользователь самоката в среднем совершал 7 поездок, то сейчас это число выросло до 13.
«Кикшеринг по профилю пользования становится все больше похожим на общественный транспорт. И вот почему: в отличие от такси, самокаты и общественный транспорт имеют ярко выраженные часы пик. У такси в течение дня спрос распределяется более равномерно. Больше 40% поездок на самокатах происходит в утренние и вечерние часы пик, — сообщают аналитики компании. — При этом чаще всего арендуют самокаты с 7 до 9 утра и вечером с 17 до 19. В самое активное утреннее время — 8:40 самокаты арендуют в полтора раза чаще, чем днем, а в вечерний пик в 18:00 — в 2 раза чаще. Кроме этого, половина поездок на самокатах начинаются или заканчиваются у транспортных узлов».
Интересно, что самокаты повлияли на частоту аренды такси в летнее время. Пока идет сезон — с весны по осень пользователи СИМ на 23% реже вызывают такси. Также от вызовов такси отказываются те, кому проехать нужно расстояние менее 4 км. В свою очередь это положительно влияет на такси: свободных машин остается больше, чтобы уехать могли те, кому действительно нужно.
Аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере транспорта Олег Викторович Арефьев:
Прямо такое чувство, словно раздвоение личности: с одной стороны, мы жестко боремся с СИМ, постоянно вводя новые ограничения и даже создавая зоны, свободные от СИМ; с другой стороны, Яндекс начинает защищать свои интересы, напоминая, что в транспортной концепции СИМ рассматриваются как часть системы перевозок, а именно как «транспорт последней мили».
Начальник научно-исследовательского отдела «Транспортного планирования» ОАО «НИИАТ» Дмитрий Енин:
У каждого вида транспорта и средств передвижения имеется своя ниша и преобладающая группа пользователей. Сравнивать легковые такси и СИМ не совсем корректно. Чаще легковое такси работает на дальние расстояния, СИМ удобны на «коротком плече» и «последнем километре». Кроме того, с использованием СИМ не поедешь в дождь, снег, с ребёнком, пожилым человеком, большими сумками и чемоданами и пр. СИМ — преимущественно средство передвижения для молодёжи и некоторого ограниченного контингента активных людей среднего возраста. Опять же, при благоприятных погодных условиях.
С учётом изложенного, СИМы в России заместить легковые такси не смогут. При этом с появлением электропривода эти средства передвижения оттянули на себя некоторую очень незначительную часть пассажиропотока и пешеходов. Говорить о величине пока преждевременно, да и имеет она больше сезонный характер.
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович:
Работа и загрузка всей транспортной системы имеет свои неравномерности, которые повторяют жизненный цикл человеческого общества. Можно выделить суточные, недельные и сезонные неравномерности как транспортных, пассажирских, так и пешеходных потоков. И логичное место в этой неравномерности занимает использование средств индивидуальной мобильности.
В час пик на улицах городов и городских агломераций больше легковых автомобилей, больше пассажиров в салоне общественного транспорта, больше пешеходов на тротуаре. А теперь значительная часть этих пешеходов передвигается с использованием средств индивидуальной мобильности. В городах, где активно присутствуют кикшеринговые компании, доля таких поездок существенно выше, чем во всех других городах. Нельзя сказать, что сейчас самокат стал одной из составляющих транспорта общего пользования. Очень мала доля регулярных ежедневных поездок с использованием самоката в общей структуре транспортных передвижений.
В настоящий момент происходит период адаптации и поиска ниши использования средств индивидуальной мобильности в общей структуре способов реализации транспортных корреспонденций в крупных городах. Значительная доля поездок происходит в сегменте культурных, бытовых и рекреационных поездок, то есть поездок нерегулярных и не связанных с ежедневной трудовой деятельностью.
Тем не менее, следует ожидать, что рано или поздно средства индивидуальной мобильности займут свое место в ежедневных поездках людей городских агломераций с трудовыми целями. И именно с этого момента можно считать, что самокаты и средства индивидуальной мобильности станут атрибутом и дополнением работы транспорта общего пользования.
Читать далее:
Дорожная карта развития СИМ: регулирование, инфраструктура, культура вождения