С 10 по 13 декабря в Москве прошло профильное мероприятие, посвящённое техническим достижениям транспортного комплекса нашей страны в сфере пассажирского автомобильного транспорта – международная выставка автобусов и техники для городской мобильности URBANTRANS.
С докладом на панельной сессии «Модернизация общественного транспорта и обновление подвижного состава в регионах» выступил заместитель директора Центрального филиала «Газпром газомоторное топливо» Борис Чеминава:
Рейсовые автобусы – один из основных потребителей компримированного природного газа на газозаправочных станциях. Расчет экономической эффективности от перевода автобусных парков на природный газ приведен на примере совместных проектов «Газпром газомоторное топливо» с ГУП «Мосгортранс» в Москве и МП «Обнинское пассажирское автотранспортное предприятие» в Калужской области. Замена дизельной техники метановой позволяет транспортным предприятиям ежегодно экономить 770 млн и 134 млн, соответственно.
Легковой автомобиль при переходе с 95-го бензина на метан при среднем пробеге в 20,000 километров в год экономит 270 тысяч рублей. У нас уже есть наработанная база клиентов и статистика по результатам этого перехода, которая показывает как раз эти цифры.
Что касается городских автобусов, то данный пример представлен исходя из автобусов, которые эксплуатирует компания Мосгортранс. Порядка двух миллионов рублей в год экономии составляет использование автобуса на КПГ.
Разница между мелкокоммерческим автобусом и крупным в масштабах экономии она более чем в пять раз. То есть экономия в год на маленьком автобусе это порядка 450 тысяч рублей, а на большом автобусе это порядка двух миллионов рублей.
Здесь как раз представлена информация про Санкт-Петербург. Сегодня 665 автобусов ездят на КПГ и 2427 автобусов ездят на СПГ. Это как раз результаты транспортной реформы, которая была единовременно введена в Санкт-Петербурге. Но начинали мы 10 лет назад заниматься моделированием и обновлением автобусного парка в Санкт-Петербурге.
И как раз недавно была такая веха. В этом году весной заправили 130-миллионный кубометр природного газа в Санкт-Петербурге. И как раз здесь представлена информация, какой эффект от этого получили. Порядка 6 миллиардов рублей экономии и снижение выбросов, как я уже говорил, это 250 тысяч тонн парниковых газов.
Тут как раз представлена разница между стоимостью заправки метаном в виде КПГ и СПГ. И, соответственно, тут основная проблема была при выборе, на каком топливе заправляться, это как раз сложность расширения сети заправки КПГ, потому что СПГ сейчас по Санкт-Петербургу доставляется передвижными заправщиками, которые заправляют прямо на территории автобусных парков в большинстве своём. Также есть и стационарный объект.
Но тогда был сделан выбор в сторону СПГ, и могу вас заверить, что то, что вы читаете в новостях о горящих в Петербурге автобусах, это никак не связано с метаном и использованием КПГ или СПГ.
По данным компании, метановую технику на регулярных маршрутах используют 80 из 89 регионов России. Только за 2024 год по федеральным проектам и программам в регионы поставлено 1 680 автобусов на природном газе. Самый крупный парк автобусов на метане – более 600 на компримированном и еще порядка 2,4 тыс. на сжиженном – сформирован в Санкт-Петербурге.
Заинтересованность в переводе общественного транспорта на природный газ стала стимулом развития газозаправочной инфраструктуры в Сочи. Через год после подписания дорожной карты в Адлерском районе открыли сразу две станции, в том числе на примыкающей к автобусному парку территории. В планах строительство метановой заправки в Центральном районе, также по соседству с автобусным парком.
Модельный ряд пассажирского транспорта на природном газе постоянно расширяется, что подтверждает выставка автобусов и техники для городской мобильности Urbantrans 2024. В числе экспонатов на метане – автобус среднего класса КАМАЗ-4280-F5 Вега и автобус КАМАЗ 4290-30-5N, междугородный «Волгабас» 5285G2-Марафон, низкопольные городские автобусы от Группы ГАЗ – Citymax 9 Павловского автобусного завода и Citymax 12 Ликинского автобусного завода.
Читать далее:
Модернизация общественного транспорта и обновление подвижного состава в регионах