25-26 ноября 2025 года в здании Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации прошел третий Всероссийский речной форум-выставка. Организатором мероприятия выступил журнал «Морские вести России» при поддержке Министерства транспорта, а генеральным спонсором стала компания «ВодоходЪ. Пассажирский Порт»(входит в состав ГК «ВодоходЪ») — cудоходная компания, осуществляющая перевозки скоростным и прогулочным флотом в шести регионах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Перми и Красноярске. В нем приняли участие делегаты от профильных ведомств, отраслевых ассоциаций, вузов, администраций муниципальных образований, судоходных компаний и судостроительных предприятий, портов, поставщиков и подрядчиков проектов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта и пр.
Первый день форума был посвящен деловой программе, включавшей пленарное заседание и две тематические сессии.
С приветственными словами к участникам обратился Замруководителя Росморречфлота Федор Шишлаков:
Президент России по итогам прошедшей на прошлой неделе встречи с министром транспорта РФ поставил задачу «разработать и реализовать комплекс мер по развитию, а также восстановлению роли речного транспорта, которую тот должен занимать по праву».
Современная история внутреннего водного транспорта имеет безусловно позитивные точки роста: развитие пассажирского судоходства и внедрение судов на электродвижении. В тоже время грузовые перевозки по состоянию на 2025 год находятся на нисходящей траектории. Этому есть множество причин. Базовая, понятно, это неравные условия в сравнении с конкурирующими видами транспорта.
Он подчеркнул, что по объему транспортной работы (тонно-километрам) речной транспорт сопоставим с автомобильным, а протяженность внутренних водных путей России составляет свыше 100 000 км. Данное преимущество крайне значимо в летний пиковый период, когда нагрузка на автодороги и ж/д магистрали максимальна. Тем не менее, потенциал внутреннего водного транспорта в полной мере не реализуется.
Восстановление и развитие внутреннего водного транспорта вышло на первый план в транспортной повестке страны. Я надеюсь, что в ходе текущего форума будут выработаны идеи и решения, которые позволят нам вместе решить поставленные президентом задачи.
Вице-президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Сергей Егоров рассказал о последних изменениях в нормативно-правовой базе, регулирующей работу отрасли, и проблемах, которые уже давно волнуют речников:
Согласно постановлению Правительства № 903 недавно вступил в силу обновленный технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Минтранс учел предложения Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, но принял и неоднозначные положения в части паспортизации портовых ГТС. Теперь их обследование должны проводить только специализированные организации, имеющие аккредитацию на право проведения негосударственных экспертиз. В Ассоциации опасаются, что это приведет к существенному увеличению стоимости обследований.
Из «старых проблем» вице-президент выделил «хроническое» недофинансирование текущего содержания внутренних водных путей (ВВП) и судоходного гидротехнического сооружения (СГТС), что способствует снижению объемов грузоперевозок и росту конкурентоспособности ж/д транспорта.
«Отдельной болью» для судоходных пассажирских компаний является статья 100 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ. На других видах транспорта, перевозчики защищены установленными нормами по возврату билетов: на воздушном транспорте — не позднее, чем за 24 часа, на ж/д транспорте — за 8 часов до отправления. При возврате билета на внутреннем водном транспорте до отхода судна (в любое время) пассажиру возвращается плата за проезд и провоз багажа в полном размере. За текущий навигационный период это привело к потерям до 15% прибыли у некоторых перевозчиков.
По некоторым вопросам Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта при поддержке Росморечфлота удается достичь положительной динамики. В частности, в этом году был принят долгожданный закон о границах речных портов.
Доклады первой сессии фокусировались на значимых инфраструктурных проектах, реализуемых или недавно завершенных на различных реках и водоемах Российской Федерации.
Особое внимание было уделено вводу в эксплуатацию Багаевского гидроузла на реке Дон. Этот проект направлен на улучшение судоходства в нижней части Дона за счет повышения уровня воды примерно на один метр в районе гидроузла. Доклад по этой теме был представлен Владимиром Хреновым, директором по проектированию «СоюзГидроТранс».
Владимир Хренов, директор по проектированию компании «СоюзГидроТранс»:
После завершения тестовых испытаний и ввода гидроузла во временную эксплуатацию, планируется перекрыть левую судоходную протоку для строительства объектов II этапа: земляной плотины, защитных дамб и берегоукрепления. Временные строительные перемычки земляной плотины рассчитаны для восприятия подпора, что позволит контролировать отметки уровня воды на верхнем бьефе, а также поднять уровень воды в реке на 1 метр. Таким образом на два года раньше срока окончания строительства всех этапов (по контракту — 2027 год — прим. ред.) повысится пропускная способность Нижнего Дона — с 15 до 18 млн тонн. Уже с начала навигации 2026 года появится возможность пропускать суда, не дожидаясь полного окончания работ.
Интересную презентацию сделал Сергей Иванов, заместитель генерального директора по производству АО «Чебоксарский речной порт». Он рассказал о текущей деятельности порта, включающей добычу и складирование полезных ископаемых, перспективах развития и основных бизнес-стратегиях грузового порта.
Заместитель генерального директора по производству АО «Чебоксарский речной порт» Сергей Иванов:
В 2025 году компания ввела в эксплуатацию: цементный склад на грузовом причале в Новочебоксарске с двумя силосными башнями емкостью 220 тонн каждая; а также площадку для хранения тарно-штучных грузов площадью 3000 кв. м.
На ближайшие годы запланировано дальнейшее расширение, общая стоимость проектов оценивается в 19,2 млрд руб.:
— в 2026-2028 гг. — увеличение грузовой причальной стенки в Новочебоксарске на 350 п.м., установка двух портальных кранов, что позволит принимать до 4 судов одновременно, увеличить объемы хранения на 600 000 тонн.
— в 2028-2032 гг. — расширение пассажирской причальной стенки длиной 450 п. м на 390 п. м, что позволит причаливать 12 пассажирским теплоходам и в 2,5 раза увеличит пропускную способность;
— в 2028-2032 гг. — строительство мультимодального логистического центра (МЛЦ) для перевалки контейнеров в устье реки Цивиль с прямым выходом на федеральные трассы М7 и М12 и железную дорогу.
Сергей Иванов выразил благодарность за существующие меры господдержки, такие как льготные лизинговые займы под 1% годовых на приобретение портовой техники по программе «Фонда развития промышленности» сроком до 5 лет с освобождением от уплаты основного долга сроком до 3 лет.
Однако ввиду сезонности работы из-за короткого навигационного периода, просим продлить срок освобождения от уплаты основного долга при покупке отечественной перегрузочной техники для речных портов до 10 лет, а льготный период до 6 лет.
Кроме того, учитывая высокую себестоимость работ по обновлению транспортной инфраструктуры, просим рассмотреть возможность дополнить федеральный проект «Развитие опорной сети внутренних водных путей» программами льготного финансирования, направленными на строительство и реконструкцию речных причалов, строительство подъездных ж/д путей. Перечисленные проекты и меры позволят обеспечить бесперебойную связь между водным и другими видами транспорта, укрепят конкурентные позиции не только порта, но и всей Республики Чувашия.

Анна Киселёва представила доклад о развитии речной инфраструктуры в Ульяновской области как факторе роста экономики и привлечения инвестиций. Анна Олеговна рассказала об огромных возможностях региона в сфере развития водного туризма на реке Волге, о проектах мостовых сооружений и о текущем функционировании транспортной системы.

Читать далее:

