Декарбонизация транспортного сектора в России

В конце октября 2021 года Министерство экономического развития приняло Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Задачу выйти на чистый нулевой уровень выбросов парниковых газов к 2060 году поставил президент России Владимир Путин. О том, какие перспективы декарбонизации ждет транспортный сектор России рассказал Владимир Комков, к.т.н., доцент кафедры «Техносферная безопасность» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Он отметил, что события последних лет привели к тому, что изменились многие стороны жизни, в том числе наблюдаются определенные изменения транспортного спроса и мобильности. Владимир Комков поделился, насколько изменения будут кардинальными и долговременными.

«Основным драйвером и показателем эффективности развития экономики, включая транспортный сектор, становится декарбонизация — сокращение углеродного следа в жизненном цикле как транспортных средств, так и транспортных технологий. Анализ развития транспортного сектора в России за последнее десятилетие показывает, что численность автомобильного парка и использование личного автомобильного транспорта продолжает увеличиваться. Как следствие, появляется проблема увеличения потребления топлива и выбросов парниковых газов. Тенденция сохранится в будущем, как минимум до 2030 года. В связи с этим возрастают риски того, что объем выбросов парниковых газов транспортом в России также будет увеличиваться. Основным прогнозируемым показателем всегда являлся уровень автомобилизации  — количество легковых автомобилей на 1 000 человек. На основании анализа статистики и по ряду крупных европейских городов было установлено, что первоначальная логистическая кривая в условиях революционных изменений достигает сначала максимума, а потом начинает снижаться. Прогнозирование уровня автомобилизации в России до 2050 года осуществлялось в 2 этапа: оценка уровня автомобилизации в ретроспективе, а на втором этапе для выявленной динамики подбиралась функция. 

С учетом этих данных был разработан актуальный вариант сценарного прогноза выбросов СО2 на период до 2050 год. В качестве основных исходных параметров для прогнозной оценки по методике МАДИ использовались: развитие парка АТС в части прогноза уровня автомобилизации, транспортная работа при перевозке грузов и пассажиров, среднегодовые пробеги , а также коэффициенты потребления топлива (энергии) и эмиссии загрязняющих веществ. 

Было рассмотрено 2 сценария развития автомобильного транспорта — инновационный, учитывающий тренды и стратегию социально-экономического развития РФ до 2050 года и сценарий «1,5 градуса», который предусматривает достижение целевых показателей Парижского соглашения по климату. Динамика снижения уровня автомобилизации после достижения максимума будет определяться совокупностью факторов, которые приведут к отказу от приобретения новых автомобилей. При осторожных предположениях в отношении роста парка электромобилей ожидается, что интенсивная электрификация автомобильного транспорта начнется в начале 2030 годов. В частности отмечается, что эта тенденция будет прослеживаться для всех типов автомобилей. К 2050 году доля возобновляемых источников энергии по данным Минэнерго может повысится от 19 до 40%. Ожидается, что произойдет уменьшение доли используемого угля в электрогенерации влоть до нулевых значений к 2050 году. Учитывая указанные изменения в структуре производства электроэнергии, были определены удельные косвенные выбросы для двух сценариев. В настоящий момент удельные выбросы составляют около 400 млн СО2 на кВтч. К 2035 году этот показатель может составить более 11 млн тонн, а к 2050 — 30 млн тонн. 

По результатам выполненных прогнозных оценок было установлено, что примерно в 2053 году в России может быть достигнута полная декарбонизации автомобильного парка. Однако только в том случае, если экономика выйдет на траекторию низкоуглеродного развития. В транспортной отрасли также должен быть реализован комплекс мер, который позволит управлять мобильностью — транспортным спросом и поведением жителей городов. При реализации инновационного сценария полной декарбонизации транспорта можно ожидать не ранее 2066 года».

 

Отметим, что тренд на развитие экологически чистого транспорта в России набирает обороты. Так, 14 февраля 2022 года первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рифат Шайхутдинов выступил с инициативой ограничить движение машин с низким экологическим классом вблизи детских садов, больниц и санаториев. По словам депутата, города, где количество выбросов больше, чем количество поглощения этих выбросов, выразили готовность участвовать в проектах по зеленой энергетике. Одна из таких мер, как уточнил зампред, – это поддерживать электротранспорт в городе.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика