Ситуация с параллельным импортом автомобилей и запчастей

В Москве, 16 августа, прошел форум «Параллельный импорт. Автомобили, запчасти, компоненты». Спикеры обсудили, что поможет справиться с дефицитом автомобилей и запасных деталей. В мероприятии приняли участие руководители, специалисты отделов развития бизнеса, продаж, снабжения, IT специалисты и эксперты автотранспортной отрасли.

Директор аналитического агентства ООО «АВТОСТАТ» Сергей Целиков, рассказал о ситуации на российском рынке. Он отметил, что за 7 месяцев 2022 года авторынок в стране упал на 55% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Самое большое падение (-59%) отмечается в сегменте легковых автомобилей. По итогам 7 месяцев картина не такая удручающая, потому что 1 квартал года был хороший, но потом ситуация резко ухудшилась. Поэтому даже при самом оптимистичном прогнозе эксперты не обещают продажи более 600 тысяч машин за весь год. Изменилась и структура рынка: отечественная LADA все еще на первом месте, но состав лидеров уже другой: в ТОП-10 много «китайцев», которые продолжают и производить, и ввозить машины.

Независимый эксперт Сергей Бургазлиев напомнил о некоторых парадоксах, которые мешают сделать параллельный импорт автомобилей и запчастей массовым явлением: «Даже когда ввоз машины происходит с территории стран Евразийского экономического союза, где фактически провозглашена единая таможенная территория, в реальности – имеют место разные утилизационные сборы, разность в отношении к покупателям-физлицам и юрлицам, есть вопросы к организациям, уполномоченным выдавать разрешения. Существует и очевидная несправедливость с точки зрения технического урегулирования: допустимый экологический класс российских марок, которые сегодня могут выпускаться и продаваться – «Евро-2», для ввозимых иномарок – не ниже «Евро-5». Неоднозначная ситуация и с оригинальностью автокомпонентов: есть качественные, но не брендированные».

Член правления некоммерческой организации «Союз автосервисов» Илья Плисов, говоря об импорте запчастей в 2022 году, напомнил, что в данном секторе у параллельного импорта не было возможности себя проявить.

«Лишь 4 августа появился перечень с указанием кодов, по которому стало можно ввозить запчасти. Многие зарубежные производители автокомпонентов финансово мотивированы продолжать сотрудничество с Россией. Некоторые из них, но неофициально, готовы способствовать поставкам через третьи страны и принимать претензии по гарантиям. И если в компании нет радикально настроенных руководителей или акционеров, то такие производители ищут пути легитимных поставок. Но пока это нашло отражение только в заявлениях компании Renault, готовой поддержать сервис своих автомобилей в России. И сейчас многие хотят посмотреть, как это будет реализовано на практике. Между тем дефицит по ряду позиций на российском рынке запчастей уже ощущается. Текущие импортеры до сих пор не перестроили цепочки поставок; новые этапы в цепочке поставок несут за собой: удорожание товара, увеличение срока прохождения заказа, ограничение объемов заказа, риски потери поставщика; нет возможности анализировать ситуацию в целом. Автокомпонентщикам пока нетрудно поддерживать на складах основные позиции запчастей по распространенным маркам – здесь им могут помочь те же азиатские страны. Но когда речь идет о дорогих европейских или американских марках и моделях, да еще редких, поддерживать такие автомобили невероятно сложно», — рассказал спикер.

Как рассказал заместитель генерального директора по техническому регулированию Государственного научного центра Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт  Сергей Аникеев, за месяц действия постановления правительства сертификаты соответствия были оформлены всего на 300 машин. По его словам, НАМИ готово выдавать гораздо больше документов, однако заявок не много.

Напомним, что Правительство разрешило ввозить в страну востребованные товары иностранного производства без согласия правообладателей. Постановление, отменяющее ответственность за параллельный импорт, подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика