Новая система техосмотра: что изменится через месяц

Министерство транспорта смягчит требования к процедуре фотосъемки транспортного средства в ходе техосмотра, внеся поправки в ведомственный приказ. Вступающая в силу с 1 марта норма предполагала, что фото должны сопровождаться показаниями системы ГЛОНАСС «с погрешностью определения не более 15 м по координатным осям». В Правительстве считают, что эта мера исключит возможности пройти техосмотр«на бумаге», без предоставления автомобиля в уполномоченную организацию. Однако выяснилось, что из-за плотной застройки и, как следствие, искажения спутникового сигнала, многие операторы не могут соблюсти требование о пятнадцатиметровой погрешности координат снимков. Проблема обнаружилась за месяц до вступления в силу «большой реформы» ТО.

Исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков дал подробный комментарий, почему долгожданная реформа ТО может не заработать, как планировалось. «Какое-то время технического осмотра в стране фактически не было. Суть техосмотра — предотвратить выезд на дороги общего пользования автомобилей с неисправностями, угрожающими потерей управляемости. Россия в этой области имеет международные обязательства — она ратифицировала соглашение 1998 года, по которым обязана иметь примерно такой же государственный техосмотр как и все участники европейской конвенции 1958 года», — напомнил Виталий. «В процессе эксплуатации автомобиль приобретает неисправности, которые длительное время не препятствуют его эксплуатации, но выводят его характеристики за рамки допустимого. Эти неисправности могут быть незаметны для владельца, но иногда владельцы сознательно их не устраняют, экономя средства на ремонте. Так как автомобиль является средством повышенной опасности с одной стороны и средством самовыражения с другой — многие владельцы еще и индивидуализируют автомобили, приводя их в небезопасное состояние. Стоит отметить, что за последнее время добавилась еще одна функция технического осмотра — контроль состояния транспортных средств на соответствие требований к экологическому классу. Огромным спросом сейчас пользуется такая услуга как «удаление катализатора из системы отработавших газов». Такая манипуляция с автомобилем наносит ущерб как окружающей среде и людям, так и водителю». 

Что случилось с отраслью за последние 10 лет?

«Мы наблюдаем конкуренцию ряда участников государственного техосмотра. Ежегодно в системе государственного технического осмотра оборачивается около 20 млрд рублей, которые не зависят ни от макроэкономики, ни от колебания курса. Эта сверхстабильная выручка является желанной для любого коммерсанта. В России эта конкуренция приобретает огромные масштабы. При передаче в 2011 году по ФЗ №170 процесса техосмотра и базы ГАИ в руки коммерсантов, были заложены некоторые «окна», которые позволили иметь гражданам законные документы прохождения ТО без представления автомобиля на пункт осмотра. Сложно сказать являлись ли эти «окна» следствием некомпетентности законодателей или сознательным шагом. «Революционным» положением нового закона тогда стала передача управления всей отраслью союзу страховщиков, включая решения по аккредитации операторов ГТО. К сожалению, тогда противостоять законодательному лобби никто не смог, а в результате — на протяжении 9 лет владельцы автомобилей покупали себе липовые диагностические карты. Предприниматели, которые ранее потратили средства на оснащение пунктов ГТО терпели огромные убытки, многие разорились. В это же время аккредитовалось несколько тысяч несуществующих организаций, как правило, подконтрольных страховым компаниям. К концу 2012 года вскрылось множество мошеннических механизмов, которые можно было бы прекратить, закрыв эти лазейки. Профессиональное сообщество операторов ТО начали борьбу за свой бизнес, однако все попытки разбивались о нежелание менять ситуацию. К 2019 году ситуация поменялась — президент подписал закон, вносящий изменение в процедуру ГТО. Цель этого закона — вернуть в практику автомобильной жизни проверку технического состояния авто/мототранспортных средств». 

С чем столкнутся автовладельцы и предприниматели?

«Во, первых, нет никаких гарантий, что заработает необходимое количество пунктов технического осмотра. Во-вторых, новые нормы зарождались в процессе противостояния нескольких сил и, видимо, они по-разному видели свои цели. Закон и подзаконные акты получились весьма противоречивыми. Закон  затрагивает огромный комплекс вопросов и регулируется многими подзаконными актами нескольких министерств. У министерств также нет общей точки зрения на ряд вопросов, эти вопросы до сих пор не урегулированы, а до вступления закона в силу остался всего 1 месяц. На сегодня значительное число технологических вопросов не просто не отлажено, по некоторым даже не приняты решения. Непонятно, как передавать данные, будут ли работать старые сервисные программы операторов, нет четкого взаимодействия между союзом страховщиков и ГАИ, как будет проводиться выездная проверка. Беспокоит то, что продолжение мошенничества в этой сфере губит экономику добросовестных операторов. Одним из методов борьбы с мошенничеством был как раз возврат к фотографированию автомобиля на месте прохождения ТО с привязкой к текущему времени и геолокации. Это решение было принято под давлением операторов, работающих до 2011 года. К сожалению, эксперты уже подтвердили, что фальсификация фотографий не составляет никакого труда. Непонятно, чьими силами будет проверяться фальсификация потока в размере 160 тысяч фотографий, генерируемых отраслью ежедневно. Гостехосмотр — функция государства, соответственно, цена устанавливается государством. Она определяется субъектами федерации по методике, которую разрабатывает Федеральная антимонопольная служба. В текущий момент установлена цена, принятая еще в 2012 году. Ее величина примерно втрое ниже себестоимости реально работающего пункта инструментального контроля. Поскольку отрасль полноценно не работала, этот вопрос никого долгое время не волновал. Сегодня же, если будет невыгодно работать, некому будет делать государственный технический осмотр. С 1 марта будут созданы условия, что нечестно работать опасно, а честно — убыточно». 

Виталий подчеркнул, что профессиональное сообщество ждет методику расчета от Федеральной антимонопольной службы. Этот документ станет решающим для многих предпринимателей — если стоимость услуги не повысится, операторы не будут вкладывать средства в оборудование и займутся фальсификацией или вовсе уйдут с рынка. Спикер так же отметил, что при определении стоимости услуг в качестве множителя выступает время, которое потратит эксперт на диагностирование автомобиля и оформление документов: «По новым требованиям, число проверок на один автомобиль выросло. Например, на диагностирование легкового автомобиля отводится 30 минут вместе с оформлением документов, а число проверок увеличилось до 90 на один автомобиль. Очевидно, что за 20 секунд на одну операцию ничего измерить или проверить нельзя. Реальное время, необходимое одному эксперту на проведения содержательного тестирования, находится в пределах час-полтора. В связи со всеми вышеперечисленными нюансами, есть реальная угроза, что техосмотр по всей стране будет оставаться видимостью. К слову, в реестре операторов техосмотра сегодня зарегистрировано около 5 000 юридических лиц, из которых 2228 предприятий подали заявки на продолжение деятельности. Союз страховщиков утвердил всего 1224 предприятия. Очевидно, что многие решились посмотреть, как будут работать новые правила и нет никакой гарантии, что они захотят работать в системе гостехосмотра». 

Напомним, что постановление о новых правилах проведения ТО автомобилей подписал председатель правительства Михаил Мишустин в сентябре 2020 года. Документ запрещает покупку диагностических карт вместе с полисом ОСАГО. Сами карты переведут в электронный вид, а процедуру техосмотра будут фиксировать на фото. Водителей будут штрафовать за езду без ТО. Штрафы для компаний, которые продают диагностические карты, увеличат в несколько раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика