Новые правила техосмотра: интервью Председателя союза операторов технического осмотра

Опубликованный на портале правовой информации приказ Минтранса №97 устанавливает «требования к фотографическому изображению транспортного средства, в отношении которого проводилось диагностирование», а также «к порядку и срокам его хранения в единой автоматизированной информационной системе техосмотра».

  • Транспортное средство будут фотографировать в начале и в конце процедуры ТО.
  • На каждом снимке должны быть видны номер автомобиля, его марка и цвет.
  • Если техосмотр проходит грузовой автомобиль, на первой фотографии должна быть запечатлена передняя часть грузовика, на второй — задняя часть прицепа. Файлы будут содержать дату, время (с погрешностью не более 3 сек.) и координаты (с погрешностью определения до 15 м) и не должны «весить» более 700 килобайт.
  • Минимальное разрешение — 1280 на 720 пикселей, при этом высота символа на госномере не может быть меньше 8 пикселей.
  • Каждый снимок будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью техэксперта, проводившего диагностику, и передаваться в единую информационную систему техосмотра ЕАИСТО (курирует МВД) для хранения в течение пяти лет.

Приказ вступит в силу 1 марта 2021 года вместе с масштабной реформой техосмотра. Речь идет об ужесточении требований к операторам ТО и используемому оборудованию.

Председатель Союза операторов технического осмотра Бурдюгов Максим Владимирович подробно рассказал о реформе.

Минтранс установил требования к фото ТС, данное нововведение исключает возможность покупки диагностических карт в «онлайне»?

Бурдюгов Максим: «Новые требования к фото транспортного средства, установленные Минтрансом, способны повлиять на проблемы в сфере технического осмотра только в совокупности с комплексом мер, предусмотренных реформой, которая включает в себя помимо основного законопроекта целый пакет норм и нововведений:

  1. Введение фотофиксации;
  2. Введение ЭЦП;
  3. Введение пропускной способности пунктов технического осмотра;
  4. Новые квалификационные требования к техническим экспертам;
  5. Ответственность за эксплуатацию транспортного средства без действующей диагностической карты;
  6. Усиление полномочий МВД по контролю в сфере техосмотра;
  7. Введение норм административной ответственности за нарушения при проведении технического осмотра;
  8. Введение норм уголовной ответственности за осуществление деятельности в сфере технического осмотра без аккредитации оператора технического осмотра.

Но для того, чтобы понять, как эти меры помогут искоренить покупку диагностических карт, необходимо иметь представление о том, какие проблемы существуют в настоящий момент в сфере техосмотра.  Самая насущная проблема – единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИСТО). Государственная информационная система, доступ к которой в соответствии с законом (Постановление Правительства РФ от 23.12.2011 N 1115)  должен осуществляться с применением средств усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭЦП), до сих пор не введена в эксплуатацию. Кроме того, возможность использования ЭЦП в ЕАИСТО отсутствует, а потому доступом к информационной системе легко может завладеть любой злоумышленник. И даже если доступ к учетной записи ЕАИСТО будет добровольно передан третьему лицу недобросовестным оператором ТО, доказать факт нарушения закона практически невозможно. Недобросовестные операторы ТО не боятся ответственности, а честные операторы ТО страдают из-за того, что их учетные записи в ЕАИСТО регулярно подвергаются взломам. Введение ЕАИСТО в эксплуатацию и добавление средств ЭЦП решат эту проблему. Но только лишь введение ЭЦП не решит всех проблем. Наличие средств ЭЦП способно сузить и локализовать продажу ДК, но не исключит ее в полной мере. Для того чтобы технический осмотр проводился на пункте технического осмотра с реальным заездом транспортного средства, обязательно нужна фотофиксация и введение норм административной и уголовной ответственности для лиц, нарушающих закон о техническом осмотре. Но ответственность должен нести не только оператор технического осмотра и его работник, но и водитель транспортного средства. И нам непонятно, на каком основании был осуществлен перенос срока вступления в силу норм о привлечении к административной ответственности за эксплуатацию транспортного средства без действующей диагностической карты на 1 марта 2022 года, в то время, как пакет норм административной ответственности, направленный на борьбу с недобросовестными операторами, вступит в силу с 1 марта 2021 года, одновременно с нормами основного законопроекта. Мы считаем, что меры, предусмотренные реформой техосмотра, принесут положительный эффект только при комплексной их одновременной реализации».

К кому необходимо ужесточать требования — к водителям или операторам?

Бурдюгов Максим: «Безусловно, ужесточение ответственности должно быть для обеих сторон. Огромное количество аварий происходит сейчас по причине несоответствия транспортных средств требованиям безопасности. Это касается и легковых автомобилей, и грузовых, и автобусов. Гибнут тысячи людей, в том числе дети. А причина кроется как в безответственности водителей, которые должны осознавать все риски участия в дорожном движении на транспортном средстве в неисправном состоянии и которые ищут возможность покупки диагностической карты, так и операторов технического осмотра, идущих на этот преступный шаг и выдающих диагностическую карту без реального осмотра транспортного средства. Обе стороны должны нести ответственность и отвечать за свои действия по всей строгости закона. Также не стоит забывать о вреде для окружающей среды, который наносят транспортные средства, не удовлетворяющие требованиям безопасности».

Будет ли работа операторов рентабельна, с учётом переоборудования, дополнительных мер и переквалификации?

Бурдюгов Максим: «В настоящее время Минэкономразвития России готовится пакет экономических решений, направленных на поддержку добросовестных операторов технического осмотра. И все операторы ТО с нетерпением ждут этот пакет в надежде, что тарифы на проведение техосмотра, которые не индексировались с 2011 г., вырастут. Несомненно, издержки в связи с новой реформой техосмотра вырастут многократно, и не всем оператором ТО может оказаться по силам подтвердить соответствие новым требованиям аккредитации, которые вступят в силу в марте 2021 г. Реформа техосмотра рассчитана на то, что с ее введением машины поедут проходить технический осмотр на пункты технического осмотра, а это значит, что добросовестные операторы ТО, которым удастся подтвердить соответствие новым требованиям аккредитации, наконец-то начнут получать доходы от деятельности по проведению техосмотра. Остается только дождаться вступления в силу всех нововведений и повышения тарифов».

Нововведения должны были вступить в июне 2020 года, но из-за коронавируса перенесены на 2021 год. В качестве послаблений с апреля действует следующая периодичность ТО — новые легковые автомобили, легкие грузовики и мотоциклы первые четыре года процедуру не проходят, транспортные средства до десяти лет — один раз в два года, остальные — один раз в год. До 30 сентября заключать договоры ОСАГО можно вообще без диагностической карты, соответствующий закон вступил в силу 25 мая.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика