Транспортная политика городов: как снизить негативные последствия

С каждым годом в мире, в частности в России, растет негативное влияние транспорта на экологию. Особенно эта проблема актуальна для мегаполисов, где увеличение количества легковых автомобилей, непродуманная транспортная городская инфраструктура приводят к перегрузке улично-дорожной сети и загрязнению прилегающих территорий выхлопными газами. В России изменить ситуацию призвана реализация национальных проектов и ряда утвержденных правительством концепций. О том, что именно необходимо делать для изменения городской мобильности и снижения негативного воздействия автомобилизации рассказал Вадим Валерианович Донченко, к.т.н., научный руководитель ОАО «НИИАТ». Эксперт выступил на 80-й международной научно-методической конференции Московского Автомобольных-дорожного института и презентовал подробный доклад по теме «Город-транспорт-экология: как найти разумный баланс?»

«Существуют явные и теневые последствия использования и работы транспорта. К сожалению, в России практически нет достоверной статистики, чтобы сделать оценку негативных последствий автомобилизации — только транспортные заторы ежегодно приводят к потере 7-9% валового внутреннего продукта. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта ведут к увеличению смертности и заболеваемости населению — в 2018 году в 41 стране Европейского региона из-за загрязнения воздуха твердыми частицами РМ2,5 преждевременно умерло 417 000 человек. Сейчас политика в области снижения негативных последствий работы транспортных систем в России, как и в ряде других стран, во многом ориентирована на так называемый «декаплинг» — обеспечение разрыва в динамике экономической активности — роста транспортного спроса, объемов перевозок, мобильности, суммарного пробега автотранспорта — и динамике негативных последствий транспортной деятельности за счет различных технических и технологических решений. Исследования и моделирование показывают, однако, что фокус только на использование современных технологий в условиях продолжающегося роста транспортного спроса и мобильности не позволяет добиться кардинальных изменений в динамике негативных последствий работы городских транспортных систем. Высокая и продолжающая расти мобильность является во многом результатом существующей структуры сложной системы «город-транспорт» и неурегулированности взаимодействий в ней. Все негативные последствия автомобилизации в городах в основном связаны с продолжающимся ростом использования транспортных средств, с ростом общего пробега личных автомобилей. 

Существуют ряд решений, сокращающих использование личного автомобиля в городах. Первое, можно повысить доступность объектов транспортного притяжения. Также необходимо внедрить доступные и качественные альтернативы использованию личного автомобиля — немоторные виды передвижения, общественный пассажирский транспорт, совместное использование легковых автомобилей, использование средств индивидуальной мобильности. Возможно использование различных дестимулирующих мер  использования личного автомобильного транспорта, например, парковочная политика, введение экологических зон, физическое перераспределение дорожного пространства. Движущие силы, которые «толкают» развитие высокой мобильности к обществу, ориентированному на использование личного автомобиля, высоким выбросам, низкой доступности объектов городской среды, следующие: «индивидуализированный спрос», рост городов и расползание территории, ухудшение работы общественного транспорта и неразвитость активной мобильности, отсутствие внешних инструментов де-стимулирования использования личного транспорта. Эти факторы, действуя совместно, усиливают друг друга. современная транспортная политика должна воздействовать на эти силы и изменять их. Изменение транспортной политики и транспортного планирования означает переход от приницпа «обеспечения мобильности» к принципу «обеспечения доступности». Так, по расчетам моделирования Международного транспортного форума (ITF 2021), показал, что такое изменение может снизить удельный спрос на транспорт — пассажирокилометров на человека в год — на 28% к 2050 году по сравнению с ожидаемыми результатами традиционной политики в области городского транспорта».

Отметим, что тренд на приобретение личных автомобилей в России продолжает падать — это связано с рекордным ростом цен и дефицитом автомобилей у дилеров. Как показал опрос, проведенный порталом «Дром», почти половина респондентов (46%), которые хотели бы приобрести автомобиль, откладывают сделку из-за высоких цен. Только 22% опрошенных россиян настроены на покупку машины в текущем году, причем 17% будут искать варианты на вторичном рынке и лишь 5% планируют стать владельцами новых автомобилей.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика