Высокоскоростная пассажирская магистраль (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом к 2030 году будет перевозить 23,3 млн человек в год. Об этом в среду, 16 декабря, заявил заместитель главы «Российских железных дорог» (РЖД) Сергей Кобзев в рамках совещания Совета Федерации РФ. Отметим, что действующие «Сапсан», «Стриж» и «Аллегро» не относятся к ВСМ, а представляют собой скоростные поезда, использующие обычные пути. Таким образом, в России высокоскоростных магистралей как в Японии, Китае и Франции пока не существует — ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом станет первым подобным проектом.
Заместитель главы ПАО«РЖД» Сергей Кобзев в рамках совещания подробно рассказал о преимуществах проекта: «Реализация этого проекта направлена на усиление железно-дорожной инфраструктуры, транспортных артерий северо-запада и на решение задачи увеличения пропускных и провозных способностей для грузов. Также, несмотря на фактор пандемии, темпы роста пассажирооборота растут и вопрос специализации железно-дорожных линий на пассажирское и грузовое движение уже давно назрел и требует серьезного решения. Выбирая такой путь как строительство ВСМ, мы внимательно взвешивали возможные сценарии развития. Она пройдет по территории 6 субъектов Российской Федерации. В зоне влияния будущей ВСМ проживает более 30 млн человек — 20% населения страны. В 2019 году эти регионы посетило около 37 млн туристов, по расчетам, которые выполнялись нами, в 2030 году ожидаемый пассажиропоток по ВСМ составит более 23 млн человек. Время в пути между столицами сократится до двух часов пятнадцати минут. Москва и Санкт-Петербург будут находиться в едином двухчасовом агломерационном поясе операционной доступности — это уже сложившаяся мировая практика крупных агломераций. Почти все участки ВСМ будут построены в рамках инвестиционных программ ОАО «РЖД», а участок Торжок — Великий Новгород — Обухово предлагается реализовать в форме региональной концессии».
Несмотря на то, что ВСМ еще не начала реализовываться, проблема изъятия земли под крупный железнодорожный проект уже нарастает в значительных масштабах, особенно — в Тверской области. Очевидно, что повод для волнений может возникнуть и у жителей других областей, через которые будет проходить ВСМ. Суть проблемы, как следует из писем граждан президенту РФ Владимиру Путину и Правительству региона, достаточно точно сформулировал глава Никулинского сельского поселения. Согласно представленным графическим материалам полоса отвода затрагивает границы ряда деревень. По мнению жителей, проектирование и строительство окажут негативное влияние на условия проживания граждан и экологическую ситуацию на указанной территории. Тем не менее уже начались геодезические изыскания на местности и, судя по месту проведения работ, трассировка отходит от первоначальных параметров. Местных жителей возмущает и тот факт, что, приобретая участки и начиная строительство, они были уверены, что по утвержденному в 2018 году генеральному плану ВСМ пройдет на достаточном удалении. Однако получается, что железнодорожная инфраструктура расположится в непосредственной близости от их участков.
Напомним, что в декабре президент Владимир Путин сообщил, что знаковые проекты РЖД носят стратегический характер. Речь шла о развитии Центрального транспортного узла, железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, расширении так называемого Восточного полигона — БАМа и Транссиба.
2 thoughts on “О перспективах ВСМ Москва – Санкт-Петербург”