«Безусловно, строительство ВСЖМ-1 — глобальный и важный для города проект, но мы должны рассматривать его в увязке с Комплексной программой развития транспортной системы Санкт-Петербургской агломерации. Новая магистраль окажет влияние на всю транспортную модель города. Она создаст приток в 23 млн. пассажиров к 2030 году. И это станет значительной нагрузкой на транспортную сеть города», — пояснил Евгений Елин. В связи с этим вице-губернатор предложил развивать пассажирское внутригородское железнодорожное сообщение — городскую электричку, что позволит обеспечить распределение пассажиропотока после ввода ВСЖМ-1. В концепции развития петербургского железнодорожного узла ОАО «РЖД» предлагает создать два новых железнодорожных пути для пригородного сообщения, чтобы запустить тактовое движение электропоездов до городов Колпино и Тосно. Именно в этом направлении больше всего перемещаются жители Петербурга в Ленобласть и жители области — в Петербург. Марат Хуснуллин оценил предложение вице-губернатор Санкт-Петербурга, сказав, что «надо ориентироваться на железную дорогу. В этом ключевой успех развития общественного транспорта».
Максим Фадеев, директор по экспертной работе центра экономики и инфраструктуры рассказал о потенциальном пассажиропотоке на ВСЖМ-1: «Пассажиропотоки — это основа от которой надо отталкивать при разработке финансовый модели проекта, при расчетах потенциальной выручки от пассажирских перевозок. Хочу подчеркнуть, что оценка спроса на пассажирские перевозки производится с учетом всех видов транспорта, но в том числе, помимо ОТ, мы уделяем внимание спросу потоку на личном автомобильном транспорте, поскольку это неотъемлемый элемент рынка перевозок. Первое, что ложится в основу прогнозирования пассажиропотока — существующий спрос и параметры сообщения — время в пути, стоимость проезда, частота сообщения и уровень комфорта транспортных средств. Нами использовались ретроспективные данные, которые мы собирали на протяжении многих лет, и мы продолжаем анализировать текущую ситуацию, учитывая пандемию. Последствия пандемии будут ощущаться на протяжении многих лет, поэтому ситуация с COVID-19 уже закладывается в прогноз будущего спроса. В качестве базовых предпосылок при прогнозировании детально изучался демографический прогноз, прогноз численности населения. На основе этих данных мы сделали прогноз совокупного спроса на пассажирские перевозки в зоне влияния ВСМ-1, а на втором этапе распределяем этот спрос по видам транспорта и вычленяем тот поток, который поедет по ВСЖМ-1. ВСЖМ-1 создаст революцию своего рода — быстрейший вид транспорта, даже по сравнению с авиацией. ВСЖМ создаст уникальную услугу по перемещению пассажиров из центра в центр чуть более чем за 2 часа, что сформирует индуцированный спрос, который нами также оценивается в рамках методики. В будущем мы закладываем консервативный темп роста пассажиропотока и, на период до 2030 года, он прогнозируется на уровне 1,4%. Индуктивный спрос прогнозируется также же консервативно и составляет 8,9% . В доле рынка пассажирских перевозок предполагается, что ВСЖМ-1 займет 55%».
Отметим, что синхронизация ВСЖМ-1 с пригородным сообщением подобна концепции МЦК и МЦД в Москве. Москва хоть и опережает Санкт-Петербург в развитии железнодорожного транспорта, но и ж/д системы этих агломераций сильно отличаются. Столица развивается «по окружности», и ее радиально-кольцевое движение позволило вписать городские электрички в общую инфраструктуру. В Санкт-Петербурге иная ситуация сложилась исторически — ж/д ветки упирались в тупики. В советское время ж/д транспортом в городе перевозилось 2-2,5 % пассажиров, хотя сеть была достаточно протяженной. В сфере пассажирских перевозок она использовалась неэффективно. Теперь концепция РЖД дает городу второй шанс на создание эффективной транспортной инфраструктуры. Новая концепция сводится к следующему: большую часть грузоперевозок уберут из центра города и перенесут в пригороды, где находится вся портовая инфраструктура. Это даст пространство и возможности для развития пассажирского транспорта по аналогии с МЦК и МЦД Московского узла.
Вас могут заинтересовать публикации: