При организации дорожного движения во многих крупных городах и муниципальных образованиях есть трудности с трактовкой пункта 7.1.2 изменений № 3 от 28.02.2014 в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», который звучит так: «не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования».
В связи с этим, специалистами Института транспортного планирования Российской академии транспорта было направлено официальное письмо директору Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Бакирею А.С. с просьбой дать ответы на вопросы:
- распространяется ли этот пункт на транспортные и пешеходные потоки, следующие в одном направлении одного участка дороги или улицы, при этом пешеходы переходят проезжую часть, а транспортный поток поворачивает направо?
- можно ли организовывать светофорное регулирование, в котором в одной фазе будет разрешено движение правоповоротного транспортного потока и пешеходного потока, переходящего проезжую часть?
- нужно ли эти потоки считать пересекающимися и предусматривать для них разные фазы светофорного регулирования?
В пятницу 1 сентября поступил официальный ответ от директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации за подписью его заместителя Д.Е. Осиповского, в котором говорится:
«В соответствии с абзацем вторым пункта 7.1.2 не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного регулирования.
Вместе с тем, пунктом 4.1 установлено, что технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения
Кроме того, необходимо отметить, что нормы, указанные в ГОСТ носят рекомендательный характер».
Кроме того, обращаем Ваше внимание, что имеет место следующее изменение, касающееся порядка применения указанного выше стандарта:
1. ГОСТ Р 52289 Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159 «О Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» перестал действовать с 01.09.2016 года.
2. С той же даты стал действовать ГОСТ 32944-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 990-ст), пункт 5.9 которого классифицирует пешеходные переходы как ПП с конфликтной схемой регулирования пешеходного движения (при включении пешеходам зеленого сигнала одновременно разрешается движение правоповоротных и (или) левоповоротных транспортных средств, водители которых должны уступить дорогу пешеходам) и безконфликтные (при движении на зеленый сигнал пешеходы не имеют конфликтов с транспортными потоками).
Таким образом, исходя из этого, действующий ГОСТ 32944-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» допускает существование пересекающихся транспортных и пешеходных потоков.
Что касается обязательности применения ГОСТ Р 52289, то можно сказать, что ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» применяется на добровольной основе в части не противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в перечень № 1521 и нормам Федерального закона № 384-ФЗ. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. Это следует из официального ответа директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Белюченко:
Подробнее здесь: https://transspot.ru/2016/12/23/gost-r-52289-na-tsodd-obyazatelnost-primeneniya/?fref=gc&dti=1231809546937693
Более того, следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2013 года № 527 «О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711» из возложенных на Госавтоинспекцию обязанностей исключена функция по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми установлены требованию к проектированию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта.
Также предлагаем Вам ознакомиться с официальным ответом генерального директора ФГБУ «РОСДОРНИИ» Яроша О.Н. от 13.04.2015, касающимся разъяснения пунктов 7.2.15 и 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004.
ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» с момента ввода и утверждения проходил уже несколько изменений и технических редакций. В настоящее время также рассматриваются отдельные нововведения, которые могут быть предложены в будущем для включения в настоящий государственный стандарт, в частности разработчиками предлагаются следующие нововведения и изменения в действующую редакцию ГОСТа.
1. Доработать раздел по светофорному регулированию. Убрать пункт об обязательности запрета пересечения транспортных и пешеходных потоков.
2. В ГОСТ Р 52289 добавить диагональные пешеходные переходы. Границы диагональных переходов обозначить пунктирной линией (см. рисунок) движение пешеходов регулируется отдельными пешеходными светофорами.
Режим жёлтого мигания на таких перекрестках запретить.
3. Ввести возможность устанавливать светофоры без необходимости проверки минимальных пересекающихся интенсивностей пешеходных и транспортных потоков в случае, если на рассматриваемом участке планируется или уже существует координация движения транспортных потоков (например, зелёная волна). Светофоры в этом случае можно устанавливать если между ними менее 800 метров. Эта опция очень востребована как на участках с активным пешеходными движением для организации переходов в нужных местах, так и для безопасной организации пересечений с частой сеткой второстепенных улиц. Кроме того, частые светофоры по главной улице регулируют скорость движения — нет смысла превышать.
4. Детально описать расположение основных и дублирующих светофоров.
5. Добавить последовательности включения сигналов. Зелёный — жёлтый — красный — (красный с жёлтым) — зелёный. И продолжительность промежуточных тактов.
6. Предусмотреть обязательное использование тактильных указателей перед пешеходными переходом со светофором.
7. Для островка безопасности ввести возможность устройства на двухполосной проезжей части с условием по максимальным интенсивностям транспортного потока.
8. По выделенной полосе общественного транспорта предусмотреть движение велосипедов, школьных автобусов и такси (ну и общественного транспорта, разумеется).
9. В ГОСТ Р 52289 включить тросовое ограждение с полным описанием условий применения.
10. Ввести знаки переменной информации.
11. Ввести таблички Класс экологичности транспортного средства для совместного использования со знаками 3.2 — 3.6, 4.1.1. — 4.1.6.
12. Предусмотреть обязательное использование разметки для выделения остановки трамвая на проезжей части.
13. На проезжей части предусмотреть возможность писать все, что угодно, для дополнительного информирования водителей.
14. Добавить выбор стоек для дорожных знаков.
Подробнее здесь: http://transspot.ru/2017/08/30/principialnye-novovvedeniya-v-proekte-gost-r-52289-v-2017-godu/
Также обращаем Ваше внимание на ответ начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Новгородской области В.А. Лонского.
Спорная ситуация усугубляется тем, что в ноябре 2017 года вышло Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 N 2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации», куда включен и ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».