На ремонт и содержание федеральных трасс закладывается в 8 раз больше средств, чем на региональные. Это выяснили эксперты ОНФ, изучив отчетность о тратах средств из региональных дорожных фондов в 2017 г. Чтобы в регионах появились хорошие дороги, отвечающие всем нормативам, акцизы от горюче-смазочных материалов (ГСМ) с 2019 г. должны зачисляться в региональные дорожные фонды в полном объеме, — настаивают эксперты Народного фронта. Соответствующее предложение будет направлено в правительство РФ.
«Полученные в ходе мониторинга данные показали, что уровень финансовой обеспеченности мероприятий по содержанию и ремонту дорог регионального значения ни в одном субъекте РФ, даже в регионах с наиболее обеспеченными финансированием дорожными фондами, не дотягивает до аналогичного показателя для федеральных дорог, — рассказал эксперт тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Александр Стефанов. — Исключением стала Москва, где финансирование 1 км дорожной сети выше аналогичного показателя для федеральных трасс почти в два раза».
Эксперт уточнил, что средний по стране показатель финансовой обеспеченности дорог регионального значения в 2017 г. составил 1 млн 239 тыс. рублей на 1 км. Для сравнения, Росавтодор за тот же 2017 г. израсходовал на содержание и развитие 1 км федеральных дорог 10 млн 320 тыс. рублей. Получается, что финансирование 1 км федеральных трасс было более чем в 8 раз выше, чем 1 км региональных.
В число субъектов РФ с максимальной обеспеченностью региональной дорожной сети финансированием вошли Сахалинская область (6 млн 144 тыс. рублей на 1 км.), Ненецкий автономный округ (5 млн 839 тыс. рублей на 1 км.), Республика Крым (5 млн 787 тыс. рублей на 1 км.), город Севастополь (5 млн 687 тыс. рублей на 1 км.), Ямало-Ненецкий автономный округ (5 млн 181 тыс. рублей на 1 км.), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (4 млн 372 тыс. рублей на 1 км.), Пермский край (3 млн 924 тыс. рублей на 1 км.), Московская область (3 млн 531 тыс. рублей на 1 км.), Чувашская республика (3 млн 156 тыс. рублей на 1 км.) и Белгородская область (2 млн 625 тыс. рублей на 1 км.).
В тройку регионов, где данный показатель по региональным трассам в прошлом году был самым низким, вошли Республика Хакасия (189 тыс. рублей на 1 км.), Курганская область (288 тыс. рублей на 1 км.) и Республика Калмыкия (292 тыс. рублей на 1 км.). Насколько эти суммы мизерны, показывает их сравнение с нормативами затрат на содержание федеральных дорог.
Эксперты поясняют – данные нормативы утверждены правительством. Они определяют сумму расходов на содержание и ремонт федеральных автодорог по 5 категориям, которые различаются интенсивностью движения и количеством полос. Даже для дорог пятой (V) категории — самых «спокойных», по которым за сутки проезжает меньше 200 машин со средней скоростью 60 км/ч — нормативные расходы только на содержание гораздо выше, чем финансовая обеспеченность региональных трасс в упомянутых субъектах РФ. Так, для Республики Хакасия нормативные расходы на содержание 1 км федеральных трасс V категории составляют 862 тыс. рублей, для Курганской области– 798 тыс. рублей, а для Республики Калмыкия – 669 тыс. рублей.
«Как видим, фактические расходы этих субъектов на региональную дорожную сеть намного ниже, чем действующие нормативы на одно только содержание федеральных дорог даже V категории. В целом по стране такая ситуация наблюдается в 29 субъектах РФ. А ведь региональная дорожная сеть состоит в основном из дорог более оживленных и загруженных, и кроме содержания им требуется еще и ремонт, а зачастую и капитальный. То есть реальный дефицит средств в региональных дорожных фондах просто огромен», — подчеркнул Стефанов.
В число упомянутых экспертом 29 субъектов РФ вошли Республика Саха (Якутия) (324 тыс. рублей на 1 км), Республика Алтай (338 тыс. рублей на 1 км), Тверская область (397 тыс. рублей на 1 км), Республика Тыва (398 тыс. рублей на 1 км), Забайкальский край (435 тыс. рублей на 1 км), Новгородская область (456 тыс. рублей на 1 км) и Республика Карелия (485 тыс. рублей на 1 км).
Если рассматривать только дороги федерального и регионального значения (без учета местных), то федеральные занимают всего лишь 10% от общей протяженности дорог (53 тыс. км), при этом на их долю приходится почти половина финансирования – 47% (547 млрд 676 млн руб. – данные на 2017 г.). Протяженность дорог регионального значения составляет 495 тыс. км (90% всей протяженности), при этом объем расходов дорожных фондов за 2017 г. составил 613 млрд 744 млн. руб., или 53% (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).
Напомним, что президент, лидер Народного фронта в новом «майском указе» поставил задачу увеличить долю автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50% к 2024 г. По мнению экспертов Народного фронта, для этого нужно не только эффективнее расходовать средства дорожных фондов в субъектах РФ, но и увеличивать финансирование работ по ремонту и содержанию региональных дорог.
Глава государства давал поручение правительству — с 1 января 2019 г. зачислять в региональные дорожные фонды 100% акцизов на ГСМ. Аналогичное предложение ОНФ направлял в кабмин, чтобы оно было учтено в нацпроекте, посвященном дорожной отрасли.
«К сожалению, в нынешней редакции нацпроекта наше предложение учтено не в полной мере. А ведь эта мера будет способствовать более активному наполнению дорожных фондов и увеличению финансовой обеспеченности сети автодорог регионального значения. ОНФ настаивает на том, чтобы в течение следующего года доля топливных акцизов, зачисляемых в региональные дорожные фонды, была повышена до 100%», — подчеркнул Стефанов.
Эксперт также добавил, что соответствующее предложение планируется повторно направить в правительство РФ.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – это общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером движения является Владимир Путин. Главные задачи ОНФ — контроль за исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни и защиты прав граждан.
Иллюстрации с сайта http://kapital-rus.ru/