Дискуссии о цифровизации в науке

Тема цифровизации, оккупировавшая медийное пространство и пустившая корни во все сферы жизни и отрасли экономики, не обошла стороной и образование. Она стала лейтмотивом панельной дискуссии, состоявшейся во второй день форума «Транспортное образование и наука – 2019».

Применение цифровых технологий в образовательном процессе и организация образования онлайн находятся в числе первоочередных задач, которые, по мнению ректора РУТ (МИИТ), Александра Климова, стоят сегодня перед вузом, на площадке которого проводится форум.

Рассуждая на тему, является ли цифровое образование сегодня модой или необходимостью, участники определили расстановку сил на карте российского образования, обозначили основные фронты действий и слабые места, нуждающиеся в подкреплении.

Оживленный диалог на сцене вызвал шкал вопросов аудитории, которой была предоставлена возможность участвовать в обсуждении, интерактивно отправляя вопросы прямиком на планшет модератору дискуссии.

Вдохновлённые высказываниями экспертов слушатели не преминули воспользоваться современными технологиями ведения интеллектуального боя и задавали прицельные вопросы о том, как сформировать социальные навыки обучающихся (Soft skills) при массовом переходе на обучение с помощью тренажеров, в каком порядке признавать виртуальные дипломы, как контролировать качество обучения, как выстраивать связь между курсами? Все вопросы были признаны экспертами непокоренными вершинами на текущий момент, однако даже эти высоты уже в ближайшем будущем будут записаны в книгу решительных цифровых побед.

Дискуссию открыл руководитель Института образования НИУ ВШЭ, Исак Фрумин, поставив перед экспертами задачу, максимально четко обрисовать карту возможностей цифрового образования, которая должна определить векторы образовательной политики в 2019 году с ориентиром на стандарты 2030-го года, так как сегодняшние первоклассники к этому времени вступят в студенческие ряды.

Руководитель проекта simulizator.com, Петр Тутаев, говоря о возможностях цифровых технологий на образовательном поле, помимо очевидных преимуществ симуляторов, позволяющих предельно точно создать слепок реальной деятельности, обратил внимание, что в этой игровой среде решения пользователя не имеют риска, в то время как в реальности последствия ошибки могут стать причиной катастрофы.

Интересно узнать, что сегодня виртуальная реальность создается тремя основными типами симуляторов, таких как:

  • Тренажеры – построение виртуальной ситуации происходит для деятельности, предполагающей в ней шаги новобранца или повышающего квалификацию сотрудника строго в пределах норм и правил;
  • Комплексные модели – описание разнообразных типов процессов и решений, принимаемых сотрудниками из состава управленцев и рядовых, с учетом социального компонента, действий других участников и влияния внешних факторов на расстановку сил;
  • Кооперативные модели – воссоздание наиболее полной картины действий участников разного ранга на всех фронтах, в качестве которых, например, внутри атомной отрасли, могут выступать: дивизионы, инжиниринг, госкорпорация.

Главный вопрос, возникающий в связи с этим у аудитории, привыкшей рационально планировать собственное время, заключался в том, «а сможет ли студент нового времени тренироваться дистанционно, из дома»?

На что эксперт ответил утвердительно, обрадовав аудиторию приятными новостями об удешевлении и массовизации технологий, их эволюционировании из натуральных макетов в виртуальную среду.

Еще одним цифровым инструментом, который активно используют охотники за интеллектуальным багажом в разных отраслях науки являются онлайн курсы. Тот факт, что они оптимизируют расходы вуза по образовательной деятельности не вызывает сомнений.  А вот то, что они, по словам директора Ассоциации «Национальная платформа открытого образования», Дмитрия Юшина,  обозначают позиции вуза на российском и международном пространстве и все больше приобретают статус ноу-хау, оказалось неожиданным для части аудитории.

Дмитрий Юшин, развеял миф о непопулярности  онлайн образования, рассказав о 800 тысячном числе пользователей платформы, по сути, являющейся младенцем в мире бизнеса – в возрасте 3-х лет. При этом сложно назвать новичком в рядах образовательных технологий субъекта, предлагающего рынку 334 онлайн курса, на которые уже записаны 3 млн. 200 тыс. слушателей.

На провокационный вопрос зала о том, как выбрать идеальный онлайн курс, эксперт порекомендовал четко определиться с комплексом задач, которые вы планируете решить, пройдя курс. Ваш идеальный курс – это тот, который позволит приобрести компетенции, требующиеся вам.

Заполнение образовательного пространства онлайн курсами неотвратимо грядет. Оно будет происходить тем быстрее, чем быстрее люди начнут осознавать возможность обучаться у преподавателей ведущих вузов бесплатно. Кстати, как заметил эксперт, часть преподавателей уже осознала все преимущества данной технологии и успешно пользуется ей для повышения собственной квалификации, становясь «учениками» своих коллег из других вузов.

Программный директор крупнейшей в мире конференции по инновациям в цифровом образовании #EdCrunch, директор Дирекции по развитию НИТУ «МИСиС», Нурлан Киясов, обрисовал переход автоматизации образования периода 80-х (попросту заключавшейся в организации дистанционного обучения) в ее современный вид. Этому способствовал дефицит кадровых и материальных ресурсов, высокая конкуренция среди вузов в борьбе за студента. В тот период, когда студент все больше превращался в клиента образовательной организации, перед ней стояла задача не просто применить цифровые технологии и провести онлайн лекцию, а решить эту задачу так, чтобы традиционная скучная лекция не превратилась в скучную онлайн лекцию.

Нурлан Киясов рассказал о методиках оценки вовлеченности и активности студентов, позволяющих в течение одного месяца беспристрастно и безошибочно определить кандидатов на отчисление путем формирования электронного портфолио студента, к примеру, с помощью LMS (Learning Management System). Портофолио играет роль цифрового следа в виртуальном пространстве, оставляемого обучающимся на  протяжении всех лет покорения научных вершин.

Портфолио достижений в ближайшем будущем станет не только дополнительным помощником при выставлении оценки на экзамене, но и полностью вытеснит из образовательной реальности диплом в классическом его понимании.

Целесообразность использования цифровых технологий в форме Виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности, Директор по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика», Андрей Сельский считает неоспоримой в областях, где дорого или невозможно сделать процесс реальным, к примеру, присутствовать при ядерном взрыве, подобраться к внутреннему устройству вагона, смоделировать сложные физические процессы.

Присоединившийся к дискуссии Генеральный директор «Университета 20.35», Василий Третьяков, вынес на повестку дня злободневную для всей части преподавательской аудитории форума задачу мотивации обучающихся. Даже самые последние цифровые технологии в обучении рискуют стать безынтересными для студента. Тогда пострадает эффективность, качество обучения, и результаты могут иметь катастрофические последствия.

В текущей реальности важно понимать, что выпускник выходит из стен университета с набором знаний, часть которых устарела еще до получения диплома, и поэтому университет должен собирать компетенции в тот набор, который даст студенту не только лучший образовательный опыт, но и позволит сохранить мотивацию к дальнейшему обучению, приобретению новых навыков решения профессиональных задач.

Университет будущего должен стать аналогом индивидуального тьюторства, оценить вовлеченность студента, выявить его запрос на образование и помочь построить траекторию развития.

«Университет 20.35», заявил Александр Третьяков, предполагает обучение людей на протяжении всей жизни, так как ни одно знание, совершенное на текущий момент, не дает компетенций на всю жизнь.

Очень важным, по мнению Гененрального Директора Национального центра электронного образования, Константина Козлова, является использование возможностей машинного обучения, виртуальной и дополненной реальности не только для решения отдельных проблем, а формирование экосистемы цифрового образования, внутри которой происходит тесное взаимодействие с родителями, преподавателями, работодателями, коллегами. Образовательный отрезок «школа-вуз» превращается в вектор, имеющий точку отсчета, но не имеющий конца.

К примеру, если создается VR-тренажер для кондукторов в электричках, он, являясь элементом общей системы образования на железнодорожном транспорте, учит не только продавать билеты, но и взаимодействовать с различными категориями пассажиров (зайцами, хулиганами и др. асоциальными представителями общества), машинистом, службой безопасности состава, принимать меры по поддержанию безопасности и др.

Основная мысль встречи, обозначенная в начале панельной дискуссии как «Цифровое образование и цифровые компетенции: мода или необходимость», позволил участникам прицельно и продуктивно обсудить расстановку сил на образовательном пространстве с использованием цифровых технологий, определить точки промежуточных побед, малоизвестные места на карте и пути их освоения.

Текст: Ольга Юсупова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика