Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство могут получить компетенции по составлению сметных нормативов, что требуется для успешной реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стартовавшего в 2016 г. Кроме того, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации следует заняться созданием сети центров мониторинга на уровне регионов, которые займутся определением сметной стоимости строительных материалов. Соответствующие рекомендации Кабинету министров приняли в ходе «круглого стола» в Совете Федерации, темой которого стало качество дорожно-строительных работ, сообщает Парламентская газета.
Чтобы передовой сценарий развития страны был реализован, в транспортной отрасли необходимо создать целый комплекс инфраструктурных условий для устойчивого повышения мобильности населения, такую точку зрения высказал первый зампредседателя Комитета палаты по экономической политике Вячеслав Тимченко. Он уверен: данное направление транспортной политики включает в себя развитие сети автодорог в России, а также создание и последующее развитие систем как скоростного, так и высокоскоростного движения.
По мнению сенатора, один из ключевых факторов, которые определяют эффективность развития российской транспортной инфраструктуры, – качество строительства дорог. Уместно упомянуть, что вышеупомянутый проект посвящен именно этой теме. Примечательно, что в всего в него входит 4 подраздела. Это «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Дорожная сеть», «Безопасность дорожного движения», а также «Автомобильные дороги Минобороны России».
Данные Росстата свидетельствуют о том, что работы впереди много. Известно, что в 2017 году лишь 43% дорог регионального и межрегионального значения, а также 53% муниципальных дорог соответствовали нормативным требованиям.
По мнению редакции сетевого издания «Агентство транспортной информации», со стороны субъектов Российской Федерации, дорожных администраций, городов и регионов в течение продолжительного времени звучат нарекания к составу, к полноте и актуальности тех нормативных документов, ГОСТов и СНИПов, по которым проектируются, строятся, ремонтируются и содержатся отдельные дороги. Очень большой перечень вопросов региональная и местная дорожная администрация отсылает именно к несовершенству законодательства, минимизируя при этом собственную роль на этапе формирования конкурсной документации и принятия работ в конце дорожно-строительного сезона. Данный подход приводит к ситуации, когда местные региональные администрации снимают с себя часть ответственности за реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», переадресуя часть вопросов к региональному законодательству. В таких условиях размывания ответственности очень важно своевременно и эффективно обновлять нормативную документацию, подстраивая ее под существующие задачи национального проекта, существующий уровень развития техники, технологий, в первую очередь, в производстве строительных материалов для дорожной деятельности, а также технических средств организации работ и контроля за работами. Участие профильного Министерства в разработке нормативной базы является целесообразным и представляется эффективным выходом из сложившейся ситуации. Многие проектные и подрядные строительные организации в течение длительного времени ждут новых нормативных актов, ГОСТов и СНИПов, связанных, например, с приготовлением связующих для приготовления асфальтобетонной смеси, а также качеством первичных материалов, в частности, нефтебитумов, которые в существующем законодательном поле варьируются очень в широком диапазоне своих эксплуатационных и физических свойств. Требуется существенное уточнение показателей физических свойств различных материалов, фракций щебня, песчано-гравийной смеси, связующих в цементах и прочих строительных материалах при производстве различных проезжих частей, тротуаров, а также транспортных искусственных сооружений. Профильное Министерство, Министерство транспорта Российской Федерации, имея гораздо более короткие и обширные связи со специализированными организациями в области проектирования и строительства автомобильных дорог, обладает значительным потенциалом скорейшей корректировки и актуализации всех нормативных документов в области строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, и как следствие – решения задач национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».