В Общественной палате Российской Федерации 24 сентября 2019 года прошли общественные слушания на тему: «Актуальные вопросы обеспечения безопасности пассажиров и пользователей услуг железнодорожного транспорта». На общественных слушаниях присутствовало руководство Общественной палаты Российской Федерации, а также представители ОАО «Российские железные дороги». Кроме того, в общественных слушаниях принимали участие представители Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), в частности главный редактор сетевого издания «Агентство транспортной информации» Российской академии транспорта Якимов Михаил Ростиславович, а также руководители автотранспортных предприятий, общественных объединений, представители политических партий.
Заседание общественных слушаний открыл председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), член Президиума Российской академии транспорта Белозёров Владимир Леонидович. Владимир Леонидович презентовал видео-зарисовку, посвящённую основным принципам обеспечения безопасности на железных дорогах.
Основным докладчиком был заместитель генерального директора ОАО «РЖД», начальник Департамента безопасности движения Шайдуллин Шевкет Нургалиевич. Он представил основные тезисы работы ОАО «РЖД» над обеспечением безопасности дорожного движения, озвучил основные цифры, доказывающие снижение аварийности на железнодорожном транспорте и повышение общей безопасности движения на российских железных дорогах.
Затем слово взял Депутат Государственной Думы Российской Федерации шестого и седьмого созыва Васильев Александр Николаевич. Его доклад был посвящен проблеме безбилетных пассажиров на железнодорожном транспорте. Он отметил, что на поездах дальнего следования проблемы безбилетных пассажиров практически не существует. За год фиксируется на всей железной дороге всего 3000 нарушений, из них довольно незначительное количество завершились административным наказанием. Зато в пригородном сообщении проблема является крайне актуальной. По мнению Александра Николаевича, она связана с недостатком полномочий действующих контролеров, сотрудников транспортных компаний, осуществляющих мероприятия по контролю оплаты проезда. В частности, Александр Николаевич отметил, что в существующем правовом поле ведомственные контролеры на железной дороге не могут задерживать безбилетного пассажира, не могут удерживать в подвижном составе, не могут препятствовать движению по вагону или между вагонами. При этом Александр Николаевич скептически отнесся к возможности наказания безбилетных пассажиров в гражданском порядке через иски о взыскании ущерба от противоправных действий. Депутат выразил озабоченность, что такие процессы идут долго, суммы исков мизерные и ни в коей мере не соответствуют затратам юридических служб на ведение таких дел. В свою очередь, он предложил вернуть в Кодекс об административных правонарушениях статью об ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте, а также подумать о создании специальных органов или наделении полномочий существующих органов для эффективного администрирования исполнения соответствующей статьи КоАП.
Следующим выступал заместитель начальника ГУОБДД МВД России Александр Игоревич Быков. Он указал, что в этом году фиксируется снижение общего количества дорожно-транспортных происшествий. Например, за прошедшие 8 месяцев фиксируется снижение количества ДТП на 18% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, и одна десятая всех ДТП происходит на железнодорожных переездах. За год выписывается около 700 административных постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения на железнодорожных переездах. Он предложил закрепить нормы, обязывающие проводить обследования дорожных условий с участием сотрудников полиции и ГИБДД при ежегодном обследовании, паспортизации железнодорожных переездов, совместно с собственниками автомобильных дорог и собственниками железнодорожных путей, а также в составе программы по развитию железных дорог Российской Федерации предусмотреть программу по повышению пропускной способности железнодорожных переездов.
В отношении проблемы безбилетных пассажиров последующие выступающие справедливо отметили, что очень многое зависит от самих перевозчиков. В частности, обратили внимание, что на таких пригородных перевозках как «Аэроэкспресс», курсирующего между железнодорожными вокзалами города Москвы и аэропортами города Москвы, в принципе не бывает безбилетных пассажиров. Этот вопрос решается чисто технически. С другой стороны, следует отметить, что гражданско-правовой путь решения спорных вопросов в гражданском суде — это хоть и долгий, но правильный путь, формирующий в нашей стране не полицейское государство, а цивилизованное гражданское общество.
В конце выступлений и обсуждений участники общественных слушаний пришли к выводу, что, учитывая высокую социально-экономическую значимость и актуальность рассмотренных на проведенных общественных слушаниях вопросов, Общественная палата Российской Федерации считает необходимым рекомендовать:
- Признать положительным опыт ОАО «РЖД» в решении комплексных вопросов, связанных с обеспечением надежности и безопасности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и считать необходимым его распространение на другие субъекты железнодорожного и иных видов транспорта.
- Правительству Российской Федерации в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по снижению мест концентрации травмирования и гибели граждан на инфраструктуре железнодорожного транспорта сформировать постоянно действующий орган межведомственного взаимодействия.
- Министерству транспорта Российской Федерации совместно с причастными органами государственной власти и общественными институтами поддержать предложения ОАО «РЖД» в части инициирования государственной программы реализации концепции «Нулевая смертность в дорожном движении» на основе построения среды позитивной культуры безопасности участников движения на всех видах транспорта.
- Руководителям субъектов Российской Федерации поддержать подход Министерства транспорта Российской Федерации в вопросах проектирования и строительства разноуровневых развязок автомобильных и железных дорог.
- Министерству транспорта Российской Федерации обеспечить утверждение Программы строительства автодорожных путепроводов до 2024 года и на перспективный период до 2035 года, сформированной Росавтодором по предложениям субъектов Российской Федерации и ОАО «РЖД».
- Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2019 года рассмотреть во втором чтении законопроект № 416294-7 «О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с учетом предложений ОАО «РЖД» о размере ответственности за нарушение правил проезда через железнодорожные пути и установлении санкции в виде штрафа с одновременным лишением права управления.
- Министерству транспорта Российской Федерации внести в Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденный приказом Минтранса России от 4 июля 2011 г. № 179, изменения, которые предусматривают согласование маршрутов с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
- Министерству транспорта Российской Федерации инициировать законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части наступления уголовной ответственности при нарушении Правил дорожного движения за сам факт столкновения автотранспортного средства с железнодорожным подвижным составом.
- Министерству транспорта Российской Федерации обеспечить согласование и направление в Правительство Российской Федерации проекта постановления о комплексах фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на переездах с учетом предложений субъектов железнодорожного транспорта по принадлежности указанных технических средств, а также законопроекта о проектировании, строительстве, реконструкции и содержании транзитных пешеходных мостов (тоннелей) за счет региональных бюджетов.
- Правительству Российской Федерации рассмотреть законопроект «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», устанавливающий требования о разграничении ответственности в области содержания участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов.
- Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть предложения компаний, осуществляющих перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за хулиганство на железнодорожном транспорте, а также увеличения штрафа за проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора и переход через железнодорожные пути в неустановленных местах.
- Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации провести работу по актуализации Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Минтранса России от 8 июля 2008 г. № 97.
- ОАО «Российские железные дороги» продолжить работу по обеспечению доступности пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта для маломобильных групп пассажиров.
- Руководителям субъектов Российской Федерации организовать взаимодействие с ОАО «РЖД» и органами местного самоуправления по обеспечению доступа маломобильных групп пассажиров к железнодорожным вокзалам и станциям, предусмотрев проведение комплексных работ не только на инфраструктуре железнодорожного транспорта, а также на прилегающей территории населенных пунктов.
- Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотреть вопрос ограничения доступа к материалам, пропагандирующим несанкционированные поездки на внешних элементах железнодорожного подвижного состава («зацепинг»), размещаемые в сети «интернет», в том числе в социальных сетях и на других каналах распространения информации на территории Российской Федерации.