В настоящий момент в России порядка 64% самолетов гражданской авиации — иностранного производства. Минтранс подготовил проект развития отечественной авиационной отрасли до 2030 года стоимостью 627 миллиардов рублей. Планируется, что парк самолетов отечественного производства увеличится на тысячу единиц. 18 мая в пресс-центре «Парламентской газеты» прошел круглый стол «На каких самолетах будут летать россияне?» в рамках выездного заседания подгруппы по реализации Народной программы развития региональной авиации. В ходе дискуссии участники обсудили, насколько западные санкции могут ускорить процесс замены зарубежной авиатехники, как быстро можно адаптировать бортовое оборудование Ту-204 СМ для МС-21, какие возможности есть у самолетостроителей и какие кадры заняты в производстве и в какой господдержке нуждается отрасль, чтобы в кратчайшие сроки наладить серийное производство машин для гражданской авиации.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, руководитель подгруппы Сергей Рябухин рассказал журналистам о том, как авиационная сфера России живет в условиях санкций
«Президент еще несколько лет назад давал поручение правительству, чтобы была восстановлена отрасль самолетостроения, и появилась целая линейка отечественных самолетов. По заявлению министерств, уже через 2-3 года мы уходим на производство большого парка самолетов. Это позволит вернуть нашу компетенцию авиационной супердержавы. Весь прошлый 2021 год был сопряжен с тем, чтобы разработать народную программу, содержащую все ключевые, актуальные темы и вопросы, которые беспокоят граждан. И в перечне этих вопросов есть инфраструктурное развитие страны: не только авиационного транспорта, но и железнодорожного, морского, речного и развитие сети аэродромов местных авиалиний, децентрализация — чтобы не было абсурдных ситуаций, когда, чтобы перелететь из Пензы в Самару, нужно это делать через Москву», — рассказал Сергей Рябухин.
Он также отметил, что авиационной отрасли оказывается финансовая поддержка: «В общей сложности сумма поддержки отрасли на сегодняшний день — 311 млрд рублей. Первая задача, с которой мы должны были справиться — зарегистрировать все самолеты иностранного производства, чтобы они имели право эксплуатироваться на наших воздушных линиях и на линиях дружественных нам государств. Это порядка 1000 самолетов. И вторая задача — обновление ремонтной базы, то есть возможность обслуживаться. Это большой ассортимент запчастей и необходимых элементов. Такая компетенция тоже появилась. И, начиная с 2024 года, по нарастающей мы будем выходить на производство собственных самолетов».
Исполнительный директор Союза авиапроизводителей России Николай Никифоров добавил, что планируется запуск модернизированного «Суперджета».
«Проблемы, на чем летать, нет: все иностранные самолеты летают, и «Сухой Суперджет», кстати, тоже никуда не делся. Через год он будет летать с российскими двигателями — это будет новая модель, она гораздо лучше и ориентирована на российский рынок. МС-21 закончит сертификацию через год и самолет запустится в серийное производство, которое сможет собирать до 40 машин в год. Также утверждена программа по финансированию производства самолета ЛМС-901 «Байкал», который ориентирован на местные перевозки. Его сертификация закончится в конце 2024 года. Помимо новой версии «Сухого Суперджета» и МС-21, ряд дальнемагистральных самолетов пополнят новые Ил-96 в единичных экземплярах и Ту-214″.
Заместитель генерального директора НИИ Гражданской авиации Сергей Грачев рассказал о готовности научного сообщества к активной работе.
«Сложившаяся ситуация открыла окно возможностей для российских ученых, поскольку долгое время предлагаемые отечественные технологические решения не реализовывались. На рынке были крупные компании, которые предлагали комплексные решения, программные комплексы. На сегодняшний день целый ряд программных комплексов ушел с рынка, но в то же время быстро подключились российские научные институты и частные компании, которые занимаются как ИТ решениями, так и технологическими решениями».
Напомним, что 25 апреля Владимир Путин поручил предусмотреть ежегодный рост показателей в авиации при утверждении программы развития отрасли до 2030 года.
Читайте далее: