Рост цен на автомобили: причины и прогнозы

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре 2021 года было реализовано 126 204 новых легковых и легких коммерческих автомобиля — на 18,1% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом стоимость автомобилей за год выросла на 20-25%. В причинах такой ситуации попытались разобраться эксперты в рамках круглого стола «Автомобиль снова становится роскошью — что происходит на авторынке России?».

Автомобильный эксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто отметил, что в резком росте цен на автомобили виноваты в основном два фактора — дефицит чипов на мировом рынке и повышенный спрос.

«Первый приводит к недопроизводству машин (у «АвтоВАЗа», например, за первые 11 месяцев 2021 года оно составило примерно 100 тысяч штук). Что же касается спроса, по мнению эксперта, в числе прочего он подстегивается тем, что самые массовые продажи автомобилей (почти по три миллиона в год) в России наблюдались в 2013-2014 годах. С тех пор прошло восемь-девять лет, и это крайний срок для первой замены автомобиля. И те люди, которые покупали автомобили в 2013-2014 году, очень бы хотели их поменять. Они могут очень удачно продать свой автомобиль, но и дальше ходить с этими деньгами, помахивая пачкой, потому что купить ничего нельзя, на рынке сейчас ничего интересного нет. Это привело к дополнительному дефициту автомобилей, повышенному спросу и к росту цен. Дефицит чипов в автомобильной промышленности сохранится до 2023 года, но его реальный пик будет пройден к концу весны 2022 года. Сейчас производством чипов занялись все, кто может, отмечает он: подключаются дополнительные линии на старых производствах, запускаются новые (в частности, о таких планах объявили в США), даже Россия задумалась, не возобновить ли производство чипов в Зеленограде. Некоторые премиальные автомобили будут в дефиците еще год. Но, когда будет достаточный запас базовых автомобилей, дилеры не станут так сильно накручивать цены, зато появятся всякие скидки и спецпредложения, как было раньше»

В рамках обсуждения темы и автодилеры посоветовали россиянам отказаться от покупки автомобиля в текущих условиях. Вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль подчеркнул, что сейчас без необходимости лучше не приобретать автомобиль, тем более в кредит.

«Я заметил среди автовладельцев тенденцию лучше обслуживать свои автомобили. К тому же с каждым годом это становится дешевле, поскольку официальные сервисы все острее конкурируют с нелегальными. И, возможно, мы находимся в том времени, когда стоит просто поездить на своем автомобиле какое-то количество лет, просто внимательнее поухаживать за ним, тем более что рынок благоволит к этому. А средства стоит поберечь или вложить их в какие-то более понятные активы. Что касается роста цен, то помимо проблемы с чипами, существуют проблемы логистического характера и коронавирусных ограничений, которые в каждой стране проявляются по-разному. Я не согласен с тем, что в ближайшие несколько лет страны научатся быстро производить чипы — это довольно сложный процесс. Более того, других индустрий, кроме автомобильной, претендующих на чипы, значительно больше. Получается, что любому производителю чипов выгоднее продавать их не автомобильной отрасли, а, например, электронной».

Во время дискуссии эксперты сошлись во мнении, что текущая ситуация на российском авторынке может привести к заметному увеличению доли китайских автомобилей, полагают участники дискуссии. В условиях резкого роста цен на самые популярные марки покупатели стали более благосклонно воспринимать их аналоги из КНР.  обсуждения темы и автодилеры посоветовали россиянам отказаться от покупки автомобиля в текущих условиях. Вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль отметил, что китайские производители намеренно сдерживают цены и в некоторых случаях даже готовы работать себе в убыток, чтобы завоевать рынок. Он напомнил, что пять-семь лет назад KIA и Hyundai делали примерно то же самое.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов также согласен с тем, что доля китайских автомобилей на рынке значительно увеличится:

«Такого окна возможностей для всех, кто хочет завоевать рынок, давно не было. Уже в этом году многие покупали „китайцев“. Я сам вижу на дорогах все больше и больше китайских автомобилей. Возможно в 2022 году доля автомобилей из КНР в России может даже удвоиться. Этому способствует тот факт, что китайцы сами производят электронные компоненты, то есть в меньшей степени зависят от тотального дефицита чипов, с которым столкнулся весь мир. Кроме того, у КНР общая граница с Россией, и крупногабаритные грузы можно перевозить по железной дороге. То есть и глобальный логистический кризис здесь тоже не так сильно мешает. И самое главное — действительно меняется отношение российских покупателей к китайским автомобилям», рассказал Петр Шкуматов.

Отметим, что уходящий 2021 год российским автомобилистам запомнится беспрецедентным ростом цен на автомобили. За последние семь лет, с 2014 года, средняя цена автомобиля на российском рынке увеличилась более чем на 80%. В частности, активно росли цены в конце 2014-го — начале 2015 года, в первую очередь из-за падения курса рубля. Смена ценников на новые автомобили была заметна в первой половине 2016-го и в начале 2017 года. Но особенно быстро новые автомобили стали дорожать начиная с 2020 года. По данным аналитического агентства «Автостат», только с начала прошлого года средняя розничная цена новый автомобиль в России выросла на 20% — с отметки 1,5 млн руб. почти до 1,9 млн руб.

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика